Увидеть мир глазами Матвея «Ёжики»
2019_11_02Только общими усилиями мы всегда добьёмся своих целей
2019_11_05Тайм код – фестиваль молодёжной журналистики, который проходит в Екатеринбурге уже в девятый раз и традиционно он проходит в Дворце Молодёжи. Как гласит легенда фестиваля, идея организации этого события появилась у знаменитый певца и общественного деятеля, основателя и бессменного лидер рок-группы «Чайф» Владимира Шахрина. А организаторами и бессменными руководителями являются известный журналист Ирина Росинская и директор Дворца Молодёжи Константин Шевченко. Возглавляет жюри декан факультета журналистики Уральского Федерального университета Борис Николаевич Лозовский.
Командор отряда «Каравелла» и по совместительству председатель рабочей группы по взаимодействию со СМИ Общественной палаты Свердловской области Лариса Крапивина, все девять лет является бессменным членом жюри данного фестиваля, проверяя и оценивая печатные работы школьников и студентов. А Всеволод Доможиров, ведущий флагман отряда, оценивал вместе с Ларисой печатные работы юных журналистов уже в седьмой раз. Весь состав жюри весьма солидный и вызывает доверие и уважение. На Тайм-Код присылают работы школьники и студенты со всей России. Оцениваются статьи, интервью, детские и молодёжные издания, фотоработы, интернет страницы, видеоматериалы.
С самого утра в снежный субботний день 2 ноября 2019 года каравелльцы стали собираться в главном фойе Дворца Молодёжи. Первое событие пресс-конференция с членами жюри, которую вела Ирина Росинская. Здесь каждый участник мог задать жюри волнующие его вопросы. Все представители жюри были в весёлом приподнятом настроении, шутили, рассказывали о том, как они читали и оценивали работы, что им понравилось, что особо «зацепило» или, наоборот, не понравилось в работах юнкоров.
Иногда беседа уходила в сторону на общие проблемы современных детских и молодёжных СМИ. Также было сказано, что «Тайм-Код» официально получил федеральный статус и теперь награды этого конкурса дают победителям большие преимущества, в том числе и при поступлении на профильные специальности.
Далее, каравелльцы распределились по четырём мастер-классам, проходившим в одно время в разных пространствах Дворца Молодёжи. Я выбрала мастер-класс по репортажной фотографии, который провёл для начинающих фотографов Александр Фёдоров, фотокорреспондент, трэвел-журналист и документалист.
Каждый настоящий журналист – хороший вор
Александр начал свою лекцию довольно необычно – с рассказа о себе и своей технике. Считается, что фотограф – человек с огромным количеством разнообразного оборудования: обязательно дорогим зеркальным фотоаппаратом, вспышкой, несколькими объективами и различными отражателями-рассеивателями. Он же поехал автостопом в Азию практически без денег с самой дешёвой беззеркальной камерой.
На своём собственном примере он показал, что фотограф – он и без супердорогого оборудования фотограф. Кадры, сделанные нашим лектором в той поездке, поражали. Невозможно было поверить, что такое вообще возможно снять на «мыльницу». Когда в той поездке по Азии деньги у Александра закончились, он решил попробовать отправить свои снимки в различные крупные travel-издания. В одном из таких изданий редактор в очень жёсткой форме отказал начинающему фотографу, заявив, что такие снимки не достойны любого печатного издания.
На следующий же день Александру написал другой редактор из того же издания, с радостью взяв кадры и оплатив их публикацию. Этот случай показал всю важность отправления своих материалов в разные издания и в каждом издании нескольким редакторам, ведь человеческий фактор и субъективность оценки никто не отменял. Так Александр и жил в Азии: путешествовал, фотографировал, отправлял свои работы в разные издания, получал за публикации небольшие деньги и только на них и жил. В Азии этих денег на жизнь хватало «за глаза». После той поездки Александр стал работать на несколько изданий, путешествуя и отправляя им свои материалы.
Случился кризис, и цены поднялись, а зарплаты упали, и всем журналистом стало ещё сложнее. Теперь со всех стали требовать мало того, что интересные, качественные и объёмные фоторепортажи, так и ещё, в дополнение к фотографиям, развёрнутые статьи. По его мнению, 99% фотожурналистов в России работают практически бесплатно, за копейки. Он приводил пример, что в одном из популярных изданий за одну фотографию платили целых 13 рублей! Если вы хотите заниматься фотографией всерьёз, то запомните, что фотожурналистика – работа очень сложная и не за деньги, а за идею.
Со слов лектора, достаточно интересной вещью в работе фотожурналиста, являются пресс-туры. Что же это такое? Журналист отправляется в поездку на несколько недель полностью за счёт какой-либо компании: министерство туризма некой страны, Аэрофлот, S7, Panasonic и так далее, а затем предоставляет материал. Разумеется, здесь не обойтись и без рекламы, отели, такси, авиакомпании: здесь работает правило «кто больше заплатит».
Однажды Александр за свой счёт отправился на 3-4 месяца (с февраля по май) в Якутию, к оленеводам, где полностью погрузился в их жизнь. В первый день он готовил ужин, во второй день заготавливал дрова, в третий день помогал в работе с оленями. И так всё время.
Параллельно с этой работой он писал тексты про жизнь этого племени и много фотографировал. Жил такое большое время в не самых лучших условиях ради одного репортажа. Этот репортаж должен был быть опубликован в русском отделении одного всемирного издательства. Но в Америке вышла статья на эту же тему, тему оленеводов, и Александра отказались публиковать.
Эта история стала своеобразной подводкой к проблеме национализма в международных СМИ. Считается, что крупные СМИ могут принять материалы от любого человека, если материал на самом деле профессионален и достоин публикации. Но проблема в том, что американские издатели предпочтут публиковать американцев, итальянские – итальянцев, а русские – русских. Интересно ещё то, что национализм присутствует и в самих темах публикаций. Какую статью опубликуют в русском журнале: про пенсионера из Конго или про дедушку из Подмосковья? Разумеется, про нашего родного деревенского дедушку. Поэтому материал надо подбирать под издательства. При этом в русских изданиях «на ура» идут темы про русскую культуру за границей. Например, репортаж про Кубинский национальный балет, который был привезён туда именно русскими. Этот материал опубликовали несколько русских изданий с огромной радостью А не менее интересный репортаж про рестлинг на той же Кубе нехотя опубликовали в не самом популярном в России издании.
Но жизнь travel-журналиста не всегда так проста, как показывают по телевизору. Это много работы, поиски нужных мест, людей, оформление документов на съёмку. Однажды из-за отсутствия разрешения на съёмку, Александр попал в военный плен в Венесуэле на месяц. Зато именно тогда он смог снять очень интересный материал про жизнь коренных племён в Амазонских джунглях.
Главным умением журналиста, по мнению нашего лектора, является умение договориться. Договор о гранте на съёмки фильма, на поездку, на новую технику, договор о публикации, выставке, показе… Тут нужно уметь подать себя и показать, что это нужно тому, кто даёт деньги или публикует. Так, однажды, после той поездки в Амазонию, Александр решил самостоятельно организовать свою собственную фотовыставку. Все музеи и галереи Москвы по разным причинам отказались выставлять у себя такие фото. Кто-то специализировался на современном искусстве, кто-то устанавливал заоблачные даже для Москвы цены, а кто-то отказывал, не озвучивая оснований.
В итоге, спустя долгое время поисков, было найдено арт-пространство, организованное на месте бывшего завода. Там Александру давалось 300 квадратных метров помещения с голыми белыми стенами. После договора со своим главным спонсором – Panasonic, он начал работать над пространством будущей выставки. Сам работал перфоратором, сам штукатурил, сам развешивал освещение и фотографии. И, именно такой, на первый взгляд, абсолютно проигрышный авантюрный проект на сложных денежных условиях стал невероятно прибыльным и успешным!
После, Александр наконец-то поделился главной для нас, начинающий журналистов и фотографов, информацией. И первым же советом, который озвучил Александр было следить за другими авторами, смотреть их работы, искать у них что-то новое, находить фишки. Надо заводить знакомства, учить языки, не стесняться задавать вопросы, ведь в этом суть любого журналиста. Нужно не забывать про технику: она должна быть качественной и необъёмной, не надо покупать кучу огромных объективов, чтобы никогда больше ими не пользоваться, ведь современные камеры позволяют работать с одним универсальным и делать на них восхитительные снимки. Нужно красть и копировать, так делают все современные журналисты и без этого никак. Хороший вор – учится, а плохой – снимает сливки, хороший – крадёт у многих, объединяя украденное, а потом придумывает своё. Плохой – только у одного, хороший – трансформирует, а плохой – плагиатит. В этом и есть суть журналистского воровства – украсть, не крадя.
Надо увидеть идею у кого-то и переделать под себя, украсть её, но сделать своей. Никогда не говорить, что вы, как фотограф, показываете реальный мир, ведь люди, которых вы снимаете, видят фотоаппарат в ваших руках. А если они видят камеру, то начинают на неё «работать» – позировать, улыбаться, вести себя неестественно.
И последний совет, который нам дал Александр – деньги и лайки не главное. Нужно работать на себя и ради своего удовольствия, иначе даже такая творческая работа, как фотограф-журналист, скоро надоест и перестанет приносить счастье.
С этого мастер-класса все уходили довольные, с мыслями об их будущих работах, проектах, и способах их реализации.
Анастасия Мещерякова, подшкипер отряда «Каравелла»
Денис Неугодников, пресс-центр отряда «Каравелла»