Наш берег – «Чистый берег»!
2016_05_08ИЮНЬ 2016 В ОТРЯДЕ «КАРАВЕЛЛА»!
2016_06_0125 мая 2016 года сразу после окончания ремонтного дня каравелльцев ждало грустное событие в жизни любого моряка – прощание с судном. Дело в том, что корпус штурмана «Пионер», построенный ещё 1982 году, совсем прогнил. Командор Лариса Крапивина с тяжёлым сердцем приняла решение списать старый корпус и по морской традиции сжечь.
Церемония прошла на базе ЕМШ ДОСААФ в присутствии основного состава, инструкторов и ветеранов отряда «Каравелла». О яхте вспоминает её рулевой Анастасия Мальчикова.
1 июня 2014 года началась очередная парусная практика – уже вторая за всю мою жизнь. Для отряда она – 45 навигация, а для меня – мой первый год в качестве рулевого. Судно, на которое меня поставили, казалось таким обычным, таким простеньким, ведь точно таких же целых 14 в нашей флотилии. Весь ремонт я всё присматривалась к этой яхточке, и с каждым днём она становилась всё роднее. Закрашивая отдельный участок корпуса, накладывая кусочек стеклоткани или просто шкуря, например, транец, я понимала, что это теперь моя ответственность, мой друг, моя лодка…
Экипаж – ребята, ходившие со мной в 2014 году, вносил свою лепту как в ремонт, так и в обустройство уже не молодого корпуса. Я видела в глазах матросов заботу, а главное желание выйти на вновь отремонтированной яхте. Всё это меня радовало и давало сил на повседневную трату энергии ради целого месяца хождения по просторам Верх-Исетского водохранилища на «Пионере»…
Сегодня на улице уже конец мая. На носу 47 навигация для отряда, на воду выходят яхты флотилии «Каравелла» – отремонтированные: белые, синие, красные! Выйдут все, кроме одной… (Нет, конечно, новый корпус, данный нынешнему экипажу «Пионера» ничуть не хуже: такой же белоснежный, с теми же парусами, снастями, но не с душой. У нового корпуса она – своя, ещё не знающая путешествий и побед.) Она одна останется лишь в мимолетных воспоминаниях других рулевых и матросов, на старых фотографиях в архиве пресс-центра. Но в моей памяти она задержится, пожалуй, навсегда.
25 мая, в обычный весенний денёк, как и все в этом году, на берегу ВИЗа собрались ребята. Со стороны это казалось, наверное, непривычным – никогда не повисала такая гробовая тишина здесь, так близко от ветра и парусов. Но именно сейчас, во время проводов одного из «штурманов» каравелльцы стояли неподвижно, и у каждого в глазах можно было что-то прочесть.
Кто-то из последних сил сдерживал слёзы, а у кого-то пламя, охватившее останки «Пионера» отражалось в глазах. Но все знали, что это правильно, что так надо… Командор Лариса Крапивина ещё перед началом обряда вспомнила о традиции высказываться относительно яхты тем, кто этого очень хотел… И начала сама, сказав, что помнит как 35 лет назад своими глазами видела закладку лодки под номером 4.
Продолжила пламенную речь ветеран отряда Валерия Болихова (Алексеева). Её слова показались мне очень позитивными, и от них не хотелось расстраиваться. Лера говорила о том, как она счастлива, что вырвалась к нам сюда на базу и успела перед сжиганием лодки отхватить немного воспоминаний её каравелльского детства. Она нашла одну из составляющих корпуса, которую явно давно не шкурили, а потому там осталось множество слоёв краски. А вместе с ними и вся история «Пионера» за время пребывания Леры в «Каравелле».
После Валерии несколько слов сказал Данил Фоминых – человек, бывший матросом, и ставший инструктором отряда: «Пионер был первой яхтой, на которой я ходил… С Борей Шабалдиным. Рано или поздно так бывает, яхта становится старше. Но в данном случае у нас есть новый корпус, так что, можно сказать, что мы обошлись без потерь!»
Завершающим словом было моё, как последней, кто ходил рулевым на стареньком «Пионере». Я боялась, что заплачу, настолько горько было ощущать за своей спиной обломки любимой лодки и знать, что через несколько мгновений их охватит пламя. Я старалась говорить как можно спокойней и оптимистичней, а самое главное подольше, чтобы оттянуть этот момент. «Моей первой яхтой в роли рулевого стал «Пионер». Он был для меня чем-то неизведанным и странным. Меня поставили на него уже на вторую мою практику, учитывая то, что первую я отходила на двухмачтовике под названием «Гек Финн». Меня восхищало в нем всё: компактный размер, единственная мачта, такая высокая!
Теперь мне будет безумно не хватать «штурмана» белой эскадры, который научил меня ходить, выдержал все аварийные ситуации на воде, связанные с обучением. Спасибо тебе, «Пионер»!
Я закончила свою робкую и немного несвязную наяву речь и отошла к своей эскадре. Сразу после моих слов ведущий флагман «Каравеллы» Всеволод Доможиров бережно и осторожно поджёг кусочки дерева, уже слабо напоминающие яхту. Ещё минута и вот огонь уже заиграл на них, пополз вверх, превращая в огромный костёр. Строй из трёх эскадр стоял, все смотрели на постепенно чернеющее дерево, а я крепко сжимала в руках кусочек родной яхты.
При мне ещё ни разу так не прощались с яхтами, которые пришли в негодность. Да и яхт таких при мне ещё не было. Но это, правда, настолько берёт за душу, что просто невозможно забыть, как саму лодку, так и звуки горящей фанеры. И у меня именно сегодня, 25 мая 2016 года, появилась мечта! Пускай никогда яхты больше не уходят так, пусть все-все экипажи заботятся о своих судёнышках, чтобы те смогли жить, как можно дольше!
Анастасия Мальчикова, штурман флотилии «Каравелла»
Фото из архива пресс-центра отряда «Каравелла»