Сергей Кисляков: «В парусном спорте прежде, чем чего-то достичь, надо сделать так, чтобы твоя яхта была безупречна»

Volunteer Day AwardsДень добровольческих наград
27.01.2014
Куда шастали СПеЦы
22.02.2014
Volunteer Day AwardsДень добровольческих наград
27.01.2014
Куда шастали СПеЦы
22.02.2014
Сергей Сафронович Кисляков на пресс-конференции в отряде «Каравелла»

Сергей Сафронович Кисляков на пресс-конференции в отряде «Каравелла»

«Человек заслуженный, человек известный, много лет назад начинал в яхт-клубе ВИЗа заниматься парусным спортом, много у него было всяких событий, приключений. Это человек, который имеет множество наград и достижений, в том числе, и в яхтостроении» – так Лариса Крапивина представила ребятам отряда Сергея Кислякова, который пришёл к нам 12 февраля 2014 года и согласился ответить на все интересующие вопросы.

Сергей Сафронович занимается парусным спортом уже не одно десятилетие, он учился у лучших, а сейчас несёт это лучшее в себе и снабжает яхтами почти весь мир. В настоящее время яхтсмен занимает должность генерального директора судостроительной фирмы «Спрей». Кстати, именно его фирма построила нашу яхту «Слава».

Вопросов у ребят было очень много, а Сергей Сафронович с удовольствием и подробно отвечал на каждый из них. Ребята хотели узнать про первые шаги мастера спорта в яхтинге, про то, в каких соревнованиях он участвовал, как возникла фирма «Спрей», какие бывали казусы на воде, какие советы и наставления может дать знаменитый яхтсмен. Давайте вспомним самые интересные моменты нашей беседы.

Во сколько лет вы начали увлекаться яхтами?

– Вообще, яхтами я занимаюсь очень давно. Моё первое воспоминание связано со старшим братом… Я помню случай, когда мы были на яхте, брат готовился к экзаменам и, чтобы я ему не мешал и не выпал случайно за борт, привязал меня верёвкой к банке. Мне было лет пять-шесть. Очень давно! А серьёзно я увлёкся яхтингом уже после армии, лет в двадцать, в то время я много занимался буером. Тогда на наших водоёмах был достаточно сильный буерный флот, и зимой по льду мы на них ходили. Это очень увлекательно, скоростная такая штука. Впечатления нереальные!

На яхте какого класса вы вышли первый раз, начинали как матрос?

С.С. Кисляков в гонке «Майский экстрим» 26 мая 2013 года. Фото: Чернов

С.С. Кисляков в гонке «Майский экстрим» 26 мая 2013 года. Фото: Чернов

– Мой яхтенный путь начинался в яхт-клубе Верх-Исетского завода, это один из старейших яхт-клубов нашей родины. Меня брат туда привёл, я занимался на яхте класса «М», такой национальный класс существовал в России, был первым рулевым. На следующий сезон меня пригласил Юрий Крюченков, он был за рулём, я был у него матросом на «летучем голландце». Мы дошли до серьёзных результатов, на первенстве России получили серебро, стали мастерами спорта. Так что с этих яхт и началось всё.

Что сподвигает Вас заниматься яхтенным спортом?

– Знаете, яхтенным спортом занимаются люди, которым интересна романтика моря и ветра. И они, я считаю, несколько отличаются от остальных, тех, кто не понимает, в чём тут интерес.

Я всегда всем привожу такой пример. У нас была легендарная яхта «Белый соболь», в её строительстве участвовало – мы посчитали – около пятидесяти человек. И мы на этой яхте десять раз были на Чемпионате России, который проводился на Онежском озере. А эта яхта полутонного класса, и чтобы её до туда довезти, нужно было просто совершить подвиг! Потому что в то время достать, допустим, железнодорожный вагон или платформу было нереально. Тем не менее, энергии хватало, команда подобралась активная, и мы десять раз там были.

Вот, однажды мы сидим ночью в яхте, ни зги не видно, туман, мы в ушанках, потому что температура близкая к нулю. И спрашиваем друг друга: «Ну, зачем мы сюда пришли? Вот, что тут такого интересного и зажигательного?» Но проходит год, и мы опять собираемся, хотя страшно тяжело было на работе отпроситься, кто-то учился, у кого-то семьи и дети, проблемы всяческие, но, тем не менее, мы из года в год туда шли. Почему? Потому что море тех, кто однажды его видел, кто знает, что это такое, всё равно тянет к себе. И это нормально.

Какое самое яркое событие было у вас во время похода на яхте в качестве капитана?

Данил Исаков: «Какое самое яркое событие было у вас...»

Данил Исаков: «Какое самое яркое событие было у вас…»

– У меня как-то был экипаж – все девчонки. Их мужья были на яхтах у Таранова, Арбузова, наших лучших яхтсменов. А ко мне всегда всех детей отдают, всех девчонок. И они пришли, говорят: «Вот, ребята там гоняются, а мы как? Мы тоже хотим быть первыми!». Я им сказал, что непременно будут первыми, если будут работать как надо. «А как надо?» – спрашивают. Я говорю: «Пойдём тренироваться». А девчонки чем отличаются от парней? Ребятам скажешь: вот, ты стоишь тут, ты – тут. Они стоят на своих местах. А девчонки всей гурьбой бегут, куда скажешь, все во всём участвуют. Команды подаются, получается, для всех. Это немного смущало, но отдача была колоссальная! И мы в одной из гонок обошли парней, которые здоровее и сильнее. Вот это было интересно, это было запоминающееся событие.

Как вы настраиваете себя и свой экипаж перед гонкой?

– Настрой такой, что надо победить. Самое главное, каждому объяснить и рассказать его непосредственное задание. То есть, если это шкотовый, то шкотовый; если это питман, то питман, человек, который управляет всеми верёвками и всеми стопорами. Каждый должен отвечать только за свой участок. И чем лучше я как капитан расставлю людей, зная их способности и возможности, тем лучше будет результат и безопаснее будет на яхте.

Как начиналась фирма «Спрей»?

Все каравелльцы хотят задать вопрос известному яхтсмену и судостроителю

Все каравелльцы хотят задать вопрос известному яхтсмену и судостроителю

– Эта история очень интересная! Фирма появилась неслучайно, яхты строились и до её создания. В парусном спорте прежде, чем чего-то достичь, надо сделать так, чтобы твоя яхта была безупречна: такелаж, сам корпус и так далее. И это заставляло готовить лодку заранее, всю зиму мы работали, чтобы потом выступить в сезоне и показать неплохой результат. После того, как я двадцать лет проработал на заводе Калинина, где строил ракеты, стало возможно организовать предприятие «Спрей». Многие ушли с этого завода к нам, теперь у нас, можно сказать, военная культура производства: очень серьёзное отношение к каждой вещи, рабочие ответственно подходят к любой операции. Чтобы яхта пошла, её надо строить очень правильно. Лучше вообще не заниматься ничем, в том числе яхтами, если будет плохо.

Почему Вы решили назвать фирму «Спрей»?

– Ну, эта история тоже связана с заводом Калинина. Там работал мой друг Николай Фёдорович, он был заместитель главного инженера, мы с ним вместе ушли с завода. Это очень эрудированный человек, многое знает, увлекается историей, астрономией. И он подсказал, что «Спрей» – это не просто какое-то слово, а так называлась яхта, которая первая прошла вокруг земного шара. В честь этой яхты и назвали фирму.

Какую первую яхту вы выпустили?

– Мы работаем уже двадцать пять лет. Выпустили более тысячи яхт. Были времена в России, когда вообще никакие корабли не строили, а мы всё-таки что-то делали. Наша первая яхта называлась «Золушка». И она действительно была Золушкой, потому что была первой. Мы перестроили её из яхты «Беркут» класса «М». Она до сих пор жива и на воде, сейчас где-то в Верх-Нейвинске ходит, там за ней ухаживают.

Вообще, из тех яхт, которые мы построили, не стыдно ни за одну. Самая известная наша яхта – это «Граф Монте-Кристо» класса «Микро». Её спроектировал Максим Таранов, а потом выиграл на ней Чемпионат мира во Франции.

Почему Ваша фирма находится в Екатеринбурге, а не у моря?

Арина Носова: «Почему Ваша фирма находится в Екатеринбурге, а не у моря?»

Арина Носова: «Почему Ваша фирма находится в Екатеринбурге, а не у моря?»

– Серьёзный вопрос, его задают многие, когда говорим, что мы из Екатеринбурга, с Урала. Они открывают карту и говорят: «Дак там камни, ребята, что вы там делаете?» На самом деле, строить яхты могут только те, кто обладает такими знаниями и умениями. У случайных людей это не получится. В советские и послесоветские времена судостроительством занимались все, кому не лень. Фирм было тысячи, особенно в Питере, они то возникали, то исчезали, а выжили мы одни. Потому что основали «Спрей» увлечённые люди, которым это интересно, хотя и не всегда выгодно. Мы не смотрели на выгоду, просто работали и поэтому до сих пор сохранились.

Вот вы же тоже не на берегу моря живёте, а на Урале. Тем не менее, вы строите яхты, изучаете морское дело. Потому что создали отряд увлекающиеся люди.

Насколько сложно управлять фирмой?

– Вы, наверное, знаете, что управлять всем достаточно сложно. Яхтой управляет рулевой – отвечает за то, чтобы она шла, за экипаж отвечает. Так же и руководитель любого предприятия. Это всегда сложно – брать ответственность за решение, которое нужно принять. Вот, бывает, приходят и говорят: так сделаем, или вот так. Человек, который руководит, принимает это решение и берёт ответственность на себя. Это тяжёлая ноша. Не каждый может справиться. У вас ведь тоже есть руководитель, который отвечает за вас, за ваши поступки, за ваши дела. Поэтому, большое почтение вашим руководителям.

Думаю, на этой пресс-конференции каждый смог почерпнуть для себя что-то важное. Я, например, навсегда запомню одну фразу Сергея Сафроновича: «Пока человек жив и считает, что яхтенный спорт – это интересно, то это будет привлекать и манить».

Алёна Федотьева, флаг-капитан отряда «Каравелла»

Фото: Всеволод Доможиров, ведущий флагман отряда «Каравелла»

Пресс-центр благодарит за помощь в подготовке текста

капитана-инструктора Алёну Хазинурову!