«Крымская весна» в Доме Агафуровых
2021_04_01Откройте талант Евгении Стерлиговой, выйдя в ПоЛе
2021_04_041 апреля 2021 года в 11.00 в галерее «ПоЛе» открылась выставка работ почётного командора, художника-иллюстратора Евгении Ивановны Стерлиговой, посвящённая 60-летию отряда «Каравелла». Скоро на страницах соцсетей и наших изданий ребята в своих материалах во всех подробностях расскажут, как прошло это незабываемое событие. Моя задача – кратко осветить полгода титанической подготовительной работы, которая скрыта за содержанием одной короткой вступительной фразы.
С ноября 2020 года идея организовать выставку Стерлиговой поселилась в наших умах. Честно скажу, что основная цель этой спецоперации была направлена на то, чтобы вытащить Евгению Ивановну из её «похоронных» настроений, дикой депрессии и комплексов, возникших в связи с ампутированной ногой и уходом из жизни командора Владислава Крапивина.
Именно тогда же возникло предложение создать на специально созданном сайте один глобальный, виртуальный банк данных её самобытных работ. Это нужно было, в первую очередь, хотя бы для того, чтобы понять масштаб и количество авторских произведений, а уж дальше составлять план и предложения о показах. На данный момент, большая часть рисунков художницы рассредоточена в массе частных коллекций, которые лежат где-то в папках, альбомах, рамках, паспорту.
Спрятанные от глаз уникальные произведения искусства, не работают для людей, хотя, конечно, обладателей шедевров, они радуют и вдохновляют. Печаль в том, что мало кто об этом знает. Всем прекрасно известно, что Евгения Ивановна щедро раздаривала свои творения, часто вообще не запоминая, куда и к кому они ушли, но мы просим откликнуться и помочь составить этот уникальный банк данных.
Итак. В соцсети была запущена информация ко всем людям, у кого есть рисунки Стерлиговой, откликнуться, достать их из «загашников» и тайных комнат, отсканировать в хорошем качестве и прислать нам для введения данных в общий реестр её произведений.
Никто не собирался и не собирается ничего ни у кого отнимать, для нас главное, чтобы через планшет, войдя в галерею, Евгения Ивановна сама смогла их все увидеть и вспомнить. Мы благодарны всем людям, кто уже прислал эту важную информацию, потому что она смогла помочь встряхнуть автора, заставить отвлечься от своих мрачных мыслей и окунуться в работу.
Второй задачей было найти галерею для выставки. Нам предлагали Ирбит и Тюмень, но сразу было понятно, что привезти туда автора, в том состоянии, в каком она находится сейчас: лежачий образ жизни, нежелание вставать и двигаться, потеря интереса – нереальная задача. Нужен был только Екатеринбург и желательно на самом ближайшем расстоянии от дома художницы. И вот тут чудесным образом появилось «ПоЛе».
Честно скажу, когда в январские каникулы я набрала телефон директора Эдуарда Поленца, то не рассчитывала на какой-либо успех. Пандемийные ограничения ещё сохранялись, никто ни про какие активности и выставки не помышлял, но очень хотелось, начать жить, как раньше.
Ответом на мой вопрос директору о том, сколько может стоить устроить выставку в этой галерее, сначала была недолгая пауза, затем последовала фраза: «Для нас было бы большой честью сделать выставку художника такого высочайшего уровня, как Стерлигова, и конечно, всё это будет бесплатно со свободным доступом для посетителей.»
– Ого! – подумала я – Наш человек! Значит, всё получится.
И дальше всё понеслось со стремительной скоростью.
Понимание сроков выставочного периода – нам полностью отдавали апрель – на подготовку всего два месяца! И это, поверьте, очень быстро. Народу был кинут клич, что нужно срочно привезти оригиналы для экспозиции, которые выберет сама Евгения Ивановна. Мы гарантируем возврат, после завершения выставки. Работы начали стекаться в квартиру Евгении Стерлиговой, а ей ничего не осталось, как прекратить хандрить и заняться делом.
Выбор выставочный работ – просмотр автором, оценка качества. Учитывайте, что каждую работу Евгения Ивановна рассматривала, вспоминала все подробности её создания, критически оценивала и размышляла. Дальше начинала нещадно браковать. Особо доставалось эскизам и разного рода наброскам. Лена Орлова (слава ей и хвала) спорила, доказывала, отбивала каждый шедевр, буквально, с боем, требуя показать, в том числе и творческую кухню художника. Сиделка Ольга тоже была охвачена всем этим непростым творческим процессом. Наконец, все намеченные 60 работ были выбраны. Теперь возникла новая задача пронумеровать, составить их полный список, подписать.
Параллельно шла вёрстка макетов буклета и выставочного плаката. Верстал Дмитрий Василика, но тоже всё получилось не сразу. Также мы занимались организацией спецавтомобиля для перевозки людей с ограниченными возможностями. И спасибо социальной службе Кировского района, именно они помогли не только с машиной, но и с носилками и лёгкой инвалидной коляской, которой у нас тоже своей пока нет. Старенькую привёз один из выпускников «Каравеллы» Андрей Игнатьев, но она оказалась тяжёлая и не очень удобная для транспортировки по лестницам в доме без лифта и в спецавтомобилях.
За неделю до выставки, когда наш паровоз уже мчался на дикой скорости, отмеряя километры и полустанки, начались препятствия. Нечто подобное я на самом деле предполагала, часто вспоминая папу Славу. Был внутри какой-то холодок, что не может всё идти так вот безоблачно и гладко. Слишком короткие были сроки и непредсказуема среда. С четверга 25 марта начало штормить.
Сначала позвонил Поленц. Он предупредил, что сам приболел, а артдиректор галереи Вера Лебедева, по семейным обстоятельствам не может пока активно принимать участие в подготовке, поэтому все пресс-релизы и монтаж выставки непонятно, когда случится.
Дальше было воскресенье. Снова звонок от Эдуарда Артуровича. Он успокоил, что Вера, Слава Богу, выйдет и с понедельника начнет быстрый монтаж выставки. Я представила, сколько это работы, подогнать паспорту, аккуратно вставить в рамы 60 рисунков, ничего не перепутать, развесить в соответствии с темами, и сделать это всего за сутки, потому что во вторник мы уже планировали привезти Стерлигову.
Не скрою, появилось сомнение, успеем ли в поставленные сроки, но Вера оказалась высочайшим мастером своего дела и великим волонтёром, но каких усилий им это стоило, мы поняли значительно позже. Следующим был звонок от Орловой. Лена нервно сообщила, что Евгения Ивановна не очень хорошо себя чувствует, категорически отказывается ехать, потому что ещё и стесняется своего вида, утверждает, что «никому это особо не надо, чего вы со старухой возитесь, кому она нужна без ноги, помирать пора, а они чего-то тут суетятся…».
Привезти Евгению Ивановну мы планировали 31 марта, заранее, без скопления народа, чтобы она сама спокойно посмотрела, оценила и распределила правильно все подписи под рисунками. Выслушав Лену, сказала, что открытие выставки в любом случае назначено на 1 апреля, и это не шутка. Галерея работает на пределе, стараясь всё успеть, вместе с ними мы подготовили пресс-релиз, его уже отправили в СМИ, так что назад дороги нет.
Что касается Евгении Ивановны, то состояние и эмоции её понятны, когда человек год провёл в кровати, то любое движение, может вызвать у него тревогу, но тогда надо быстро отменять в соцслужбе заказ машины с коляской, потому что у них автомобили все расписываются за месяц, подводить людей нельзя, на такие бесплатные выезды большая очередь. К счастью, Лене удалось совершить очередное чудо и уговорить Евгению Ивановну. А в понедельник с утра мы провели в отряде репетицию сводной группы барабанщиков двух крапивинских отрядов «Каравелла» и «Флагман» и стали с надеждой ждать среды.
31 марта Евгения Ивановна приехала, изумительно красивая, увлечённая, улыбчивая, жизнерадостная. Она просто излучала свет и тепло своей души, обогревая всех вокруг. Шутила, смеялась, вспоминала, иронизировала. Внимательно осмотрев всю выставку, почётный командор «Каравеллы» высоко оценила наш скромный вклад в продвижение её творчества, правильно распределила все подписи под работами, и с достоинством удалилась.
На самом деле, рисунки Стерлиговой, когда они живут не в обложке книги, а в пространстве самостоятельного бытия, это уникальные, героические полотна. Какое счастье, что мы это сделали. А теперь Евгения Ивановна вдруг заговорила про Париж. И это определяет новые направления нашего движения.
Лариса Крапивина, командор «Каравеллы»
фото: Денис Неугодников (отряд «Каравелла») и Игорь Желнов (отряд «Флагман»)
Галерея «ПоЛе» находится по адресу Екатеринбург, проспект Ленина д.50 Ж (Свердловская киностудия). Вход в галерею и на выставку свободный. Выставка пройдёт с 1 по 30 апреля 2021. Время работы с 10:00 до 20:00 Контактные телефоны: 8 (343) 350-11-49, +7 922 296 09 66
пресс-центр отряда «Каравелла»