Переместить «Горизонт» за город, чтобы его отремонтировать
2020_05_05Главная задача – улыбки ветеранов!
2020_05_08Вчера мне написал мой очень старый друг Дима Бугров, что 4 мая 2020 года, так и не оправившись от инсульта, который случился 10 марта, ушла из жизни его мама, а для нас – почётный командор «Каравеллы» и просто человек удивительной судьбы – Наталья Григорьевна Бугрова.
На самом деле в этой группе, которая объединяет детей и взрослых, связанных с нашей организацией, я не хочу каких-то формальных слов, рассказывающих о славном и достойном жизненном пути этого человека, а хочу просто объяснить всем вам, почему за этими скупыми строчками скрывается большая печаль и утрата командоров.
…1956 год. Славка, Виталий, Наташа. Они только-только закончили школу. Молодые, красивые, жизнерадостные. Сдают непростые экзамены и поступают учиться в одном потоке в Уральский государственный университет им. А.М. Горького на филологический факультет. Да, не удивляйтесь, никакого факультета журналистики тогда ещё не было. Поэтому командор Владислав Крапивин учился в группе журналистов по общей программе всех студентов филфака. И среди всей массы студентов всегда есть те, кто тебе особо близок.
Спустя несколько лет, уже после окончания университета, Виталий и Наташа поженились, а Владислав, или Славка, как называла его Наталья, так и остался лучшим другом их семьи. Семьи, которая на протяжении долгих лет была в числе первых читателей его книг, ещё в рукописях. И кому он неизменно дарил каждую свою новую книгу с запоминающимся автографом.
Владислав Крапивин и Виталий Бугров – эти два имени неразрывно связаны ещё со студенческой скамьи. Они были не просто друзьями. Они были абсолютно схожими людьми по духу и «внутренней энергии Космоса». После окончания университета они не потеряли друг друга, а наоборот объединились ещё больше в составе редакции журнала «Уральский Следопыт». Здесь Виталий Иванович стал редактором и заведующим отделом фантастики, Владислав Крапивин публиковал свои лучшие фантастические произведения, а Наталья всегда помогала с корректурой, обеспечивая надёжный семейный тыл. Они так и дружили всю жизнь потом уже семьями – Крапивины и Бугровы.
Рождались дети, потом внуки, развивался отряд «БВР»-«Мушкетер»-«Ветер»-«Каравелла», взрослели каравелльцы, появлялись новые авторы в «Следопыте», запускались в жизнь новые идеи. На страницах «Уральского Следопыта» печатались произведения лучших отечественных писателей-фантастов, в число которых входил Крапивин, а попасть в число авторов-счастливцев, рукопись которых прочитает САМ Бугров!, мечтали даже больше, чем о московских публикациях. И среди всей этой бушующей фантастической литературной стихии Бугров и Крапивин, несомненно, были самыми главными атлантами, держащими своими руками Небо и соединяющими параллельные пространства Великого Кристалла. Кстати, насколько я знаю, дискуссии о кристаллической модели Вселенной, они могли вести бесконечно. Но тут уж к ним подключались ещё и Станислав Мешавкин, Сергей Казанцев, Евгений Пинаев, Борис Долинго, Илья Доможиров и многие другие товарищи.
Жизнь продолжалась. С 1981 года появился фестиваль «Аэлита». Этот период можно назвать «Золотым веком» «Следопыта». Вы даже представить себе не сможете, сколько людей по всей необъятной советской стране объединял этот фестиваль. Тиражи регионального журнала, который распространялся практически только по подписке, давно перевалили за полмиллиона экземпляров в месяц. Урал притягивал, магнитил, манил. В Свердловск, так тогда назывался наш город, в даты, когда проходила «Аэлита», устремлялась молодёжь, да и не только молодёжь, со всех союзных республик. Город бурлил и жил литературой. Как-то незаметно и быстро всего-то за несколько лет он стал негласной литературной столицей фантастической прозы.
А Виталий Бугров и Владислав Крапивин неизменно оставались верны своей дружбе: честной, простой, открытой. Наталья Григорьевна Бугрова все эти годы тоже была постоянным участником всех этих сборищ, несмотря на свою основную загруженность по работе в системе образования города. Она сопровождала, вдохновляла, поддерживала, иногда отчитывала и даже ругала «всю эту дружескую компашку» за излишне долгие посиделки в редакции.
Удивляла то, как на протяжении всех этих десятилетий она находила нужные слова для всех вместе и каждого в отдельности. Как спокойно и мудро помогала огромному количеству людей, в том числе и отрядным ребятам, используя все свои связи и знакомства. Рассказ с поименным списком детей, которых она помогала перевести из одной школы в другую, или устроить в какой-нибудь интернат для талантливых детей из-за многочисленных проблем в школе или семье, занял бы не одну страницу.
Последние годы перед выходом на пенсию она работала заместителем директора в спецшколе для трудных подростков Кировского района. Тех, кого отказались обучать в обычных школах. Но для неё, они прежде всего были – дети, которых нужно научить математике, физике, биологии, русскому языку и литературе. По иронии судьбы, территориально эта школа находится рядом со старым зданием, где долгие годы располагался наш отряд на улице Мира. И в непростых 90-х, именно этот человек сделал немало, чтобы отстоять и защитить, и спасти нашу организацию. Так, именно она настояла, когда у нас отнимали помещение, чтобы мы пошли в Администрацию Кировского района к зам.главы Григорию Магарасу и попросили помощи.
Помню, как она частенько заходила к нам после трудового дня, когда наши занятия тоже заканчивались, просто поговорить о насущных проблемах. Разговаривать с ней, и при личных встречах, и по телефону – это было всегда незабываемое событие. Потому что она помнила факты биографии многих ребят и всегда рассказывала о них с огромным воодушевлением. И не раз говорила мне в личных беседах, что в каждом человеке скрыт огромный творческий потенциал, а наша педагогическая задача – помочь его раскрыть и поверить в свои силы.
Виталий Иванович Бугров ушёл из жизни больше тридцати лет назад. После его смерти Наталья Григорьевна продолжала активно поддерживать и отряд, и журнал «Уральский Следопыт», и фестиваль «Аэлита». Именно она определяла лауреатов мемориальной премии имени Виталия Бугрова.
Так уж сложилось, что в последний раз мы виделись с Натальей Григорьевной в «Каравелле» в октябре 2018 года на 80-летнем юбилее командора Владислава Крапивина. Народу тогда было много. Наталья Григорьевна уже не очень хорошо себя чувствовала, поэтому на официальной части не пошла говорить никакие речи, передав все полномочия сыну Дмитрию Витальевичу — первому проректору Уральского федерального университета.
Но потом в тёплой душевной обстановке кают-компании произнесла незабываемый тост: «чтобы наши дети, внуки и правнуки продолжали наше непростое дело!». А подарили Бугровы спасательные жилеты…
Светлая память, Наталья Григорьевна, мы Вас помним.
Лариса Крапивина
Лариса Крапивина, командор отряда «Каравелла»
Фото: из архивов пресс-центра и семьи Крапивиных