Пионеры из параллельной реальности
2020_05_19Семья каравелльцев и пионеров
2020_05_22Для всех, кто родился и вырос в стране под названием Советский Союз слово «пионер» – не пустой звук. Пионер – это «первый» – первый спутник, первый человек в космосе, первый в школе. Пионер – это часть жизни любого подростка той далёкой теперь от нас и ушедшей в историю огромной великой страны. У всех, кто прошёл через систему пионерской организации, остались самые разные воспоминания. Да, возможно, далеко не у всех они радужные и счастливые. Но… что-то всё-таки было в той воспитательной системе удивительное. Что-то такое, что заставляет вспоминать о ней с какой-то светлой ностальгической грустью. Сегодня этими воспоминаниями мы продолжаем делиться с вами, уважаемые читатели.
Почувствовать силу в пионерской команде!
Алексей Васенин: Со временем меняется всё. Уклад жизни, мода, архитектура. Попав в одно и то же место спустя десятилетия вы можете не узнать ничего вокруг. Особенно, если возникла новая страна. Просматривая старые кинохроники и видя шагающих пионеров в красных галстуках, невольно задаёшься вопросом: а действительно ли это было прямо здесь под моими окнами? А ведь прошла лишь пара десятков лет, но за это время столько всего изменилось. И единственными окнами в прошлое остались фильмы и люди, жившие в то время. Те, кто застал ребят в красных галстуках (а может и был среди них), те кто жил и учился в какой-то близкой, но далёкой стране под названием СССР.
Вот, что рассказала моя мама о своих пионерских делах…
Светлана Васенина: Всем, кто прошёл школу пионерии, хорошо известно, что пионер – всем пример. И это не пустые слова. Пример высокой нравственности и морали, честный товарищ и надёжный друг, патриот своей Родины, всегда смело стоящий за правду, лучший в учёбе, труде и спорте. Идеал.
Конечно, это всё звучит сейчас пафосно и, может, для кого-то смешно. Но вера в светлое будущее и стремление к совершенству, это то, на чём росло наше поколение. И многие стремились стать лучше, чище, умнее, добрее, смелее… И дух соревнования был заложен на всех ярусах общественной, а не только личной жизни. Слово «Я» было далеко не на первом месте. Первое всегда занимало слово – «мы».
Для меня первым шагом вступления в ряды всесоюзной организации стала случайность. Я столкнулась в коридоре со старшей пионервожатой. И хотя она была уже комсомолкой, для меня она стала первым образцом «пионера». Повесив на меня барабаны, она велела тащить их в пионерскую комнату. Так я впервые и попала в святая святых пионерии – комнату, заполненную барабанами, горнами, флагами, значками и прочей атрибутикой. Это завораживало и увлекало. Всё своё свободное время я стала проводить в пионерской комнате, слушая нескончаемые рассказы и истории пионервожатой. И когда пришло время вступления в ряды пионеров, я торжественно произнесла клятву в заполненном до краёв актовом зале, в котором сидели и мои родители. Это был настоящий праздник. Праздник, воспоминания о котором сопровождают всю жизнь.
Но истинный смысл слова «пионер» до нас донёс наш классный руководитель – Дронова Ирина Валентиновна. Это невероятный педагог, человек и друг, который щедро дарил нам всю необъятную широту своей души. Она посвящала нам всё своё время. Мы были с ней везде и всюду: в школе, походах, семье. В будни и выходные, утром и вечером.
Она научила нас быть пионерами, друзьями просто хорошими людьми. Людьми. Детьми. Учениками. И никакого намёка на коллектив. Мы были все сами по себе, кто одиночкой, кто кучкой. Каждый сам за себя и никто – за всех. И сколько ни старалась Ирина Валентиновна научить нас жить в коллективе, сколько ни прилагала сил, ничего не выходило. Пока однажды, средь ясного неба не грянул гром: директор решил забрать у нас классного руководителя. Это послужило мощным толчком к объединению. И началось всё со сбора металлолома.
Мы решили, что, заняв первое место, сможем доказать директору – что лучшего классного руководителя нет, и она непременно нам её оставит. Вот именно на этом мероприятии, мы впервые почувствовали слаженную работу коллектива, прочувствовали его дух. И нам совершенно необходимо был победить! Собрать больше всех железа и завоевать почётное первое место. Разбившись на группы, мы прочёсывали все свалки, гаражи, улочки. Собирали и тащили всё, что могли дотащить. Всё, что дотащить не могли сами – просили помочь взрослых. И никто нам не отказывал. Взрослые мужчины бросали свои дела, огороды – тащили тележки, заводили мопеды, мотоциклы – грузили всей компанией неподъёмные железяки и везли их к школе. Некоторые взрослые звали на помощь своих друзей. И всей весёлой ватагой вперемешку большие и маленькие измазанные в ржавчине с исцарапанными руками и коленками рвались к победе. И мы победили!!!
Но директор не сменил гнев на милость, и мы устроили бунт: срывали уроки, устраивали митинги, заваливались всем классом к директору и выдвигали ультиматумы. Но и это не помогло. Тогда с азартом, взахлеб мы начали окунаться в общественную работу, участвовали во всех мероприятиях, соревнованиях. Так, мы стали познавать смысл слова «товарищ», «коллектив». И пусть, не всегда побеждали, не везде были первыми, но мы стремились и боролись. Увы, хэппи-энда не последовало. Директор, не дожидаясь конца учебного года, назначил нашего «идейного вдохновителя» своей правой рукой, а нам назначил другого классного руководителя.
Много чего было после и хорошего, и плохого. Но слово «пионер» накрепко осталось в памяти, прежде всего, как надёжный товарищ и боевой друг. А «пионерия» как время, когда люди были объединены общей идеей и связаны одной целью. И это, несомненно, есть и остается в «Каравелле».
Незабываемые, насыщенные и счастливые пионерские годы в отряде
Никита Алексеев: Когда мы с мамой сидели за столом, и я грустил без «Каравеллы», позвонил Денис и дал редакционное задание. Мне оно понравилось, и я сразу решил расспросить маму – отличались ли правила, форма, жизнь в пионерии по сравнению с нынешними школами и «Каравеллой». И хотела ли она вообще стать пионеркой? И вот, что она мне поведала.
Валерия Алексеева (Болихова), почётный флагман, мама каравелльца: Сказать, что я хотела стать пионеркой – это не сказать ничего. В девять лет это было моей заветной мечтой. Причём, вступить в пионерскую организацию нужно было непременно в первых рядах, а потом надлежало гордо поехать в пионерском галстуке в столицу, прямо на Красную площадь. Так всё и случилось на самом деле. Насколько припоминаю, в поезде, направлявшемся в Москву, галстук я не стала снимать даже ночью… Сейчас всё это кажется забавным, но в советские времена даже помыслить об альтернативе детского движения было невозможно. Цепочка октябрёнок-пионер-комсомолец тогда казалась незыблемой и нерушимой… Но время расставило всё на свои места…
Провести пионерское детство в отряде «Каравелла» тоже было безусловной моей детской мечтой. Была уверена, что в «Каравеллу» берут только избранных, лучших из лучших и только отличников. Когда оказалось, что простым смертным тоже можно, мечта стала так близка, но… Повезло сначала только моему брату – девочек, что сейчас тоже очень сложно себе представить, в тот год в «Каравеллу» не брали вообще.
Но моё желание воплотить мечту оказалось сильнее – после полугода регулярного посещения отряда «вольнослушателем», на одном из зимних сборов, когда на улице было минус 30С с лишним, что не стало для меня поводом сбор пропускать, Владислав Петрович посмотрел в мою сторону, вздохнул и сказал, что я принята (ура!!!) в основной состав. Так начались несколько незабываемых, насыщенных и счастливых моих пионерских лет в отряде.
Была ли пионерия с её советскими атрибутами на первом месте тогда для отряда? Мне кажется, что всё-таки нет. Первичны были другие идеалы самой настоящей детской организации – честности и искренности, взаимовыручки, трудолюбия, умения быть настоящим другом, с дисциплиной и построениями, но без «конкурсов строя и песни», с маршировками и речёвками. В конце 80-х «Каравелла» была гораздо более обособленной и закрытой организацией, чем сейчас – мы жили, в основном, своими занятиями и проектами, которые к массовым пионерским мероприятиям того времени имели мало отношения. Наши занятия были настолько не похожи на всё то, что происходило в школах, что мы вообще не искали никаких параллелей.
Пионерия для «Каравеллы» была в том числе легитимным поводом для осуществления деятельности – если пионерские дела в школе накладывались на отрядные занятия, мы гордо отстаивали перед учителями точку зрения, что «пионерскими» делами занимаемся, прежде всего, в «Каравелле». Мне кажется, «Каравелла» была лучшим, самым правильным вариантом существования пионерского движения для того времени. Нам всем очень повезло, что мы были в отряде, – это были поистине годы полноценного детского счастья, становления и опыта взросления.
Пионерская организация дала «Каравелле» свой главный атрибут – галстук. В наши времена – обыкновенный красный, сейчас – его модификацию красный с синей полосой. Насколько я помню, галстук тогда, как и сейчас, носили в отряде все – даже те, кто давно уже вышел из пионерского возраста. А навык завязывания галстука у каждого из нас запечатлён в подкорке навсегда. Но, когда на посвящении в отряде я повязывала галстук своему сыну Никите, уже не было ассоциации с пионерской организацией, только с «Каравеллой».
Что интересно, пионерской организации официально, на государственном уровне уже давно не существует. А «Каравелла» живёт, растёт и развивается. Отрядные принципы, которые установили еще в 60-х первые каравелльцы вместе с Владиславом Крапивиным, справедливо оказались гораздо более человечески ценными и победили…
Валерия (Болихова) Алексеева
Материал подготовили: командор Лариса Крапивина и флагман Денис Неугодников
Фото из личных архивов и отряда «Каравелла»