День Победы в новом формате
2020_05_08Пионер – значит первый
2020_05_2019 мая 2020 года исполняется 98 лет со дня создания пионерской организации Советского Союза. Той самой детской организации, модель которой в дальнейшем была скопирована многими странами, в числе которых были Китай, Монголия, Болгария, Польша, Чехия, Испания, Корея и другие. В том же Китае пионеринг существует до сих пор, объединяя в своих рядах миллионы детей со всей страны. Такая уж мы удивительная страна – что-то уникальное придумали, опробовали, запустили, ввели в эксплуатацию, а потом… почему-то раскритиковали и упразднили.
25 октября 1965 года корпункт «Ветер», такое название когда-то носила «Каравелла», получил официальное удостоверение внешкольного экспериментального пионерского отряда, действующего по месту жительства и подотчётного напрямую московскому Центральному Совету Всесоюзной пионерской организации. По тем временам – этот документ давал небольшой группе ребят и их вожатому – журналисту Владиславу Крапивину – достаточно большие полномочия. Так в недрах глобального, всем понятного общепринятого движения зародилась параллельная реальность, иная грань, экспериментальная площадка пресс-центра, а в дальнейшем ещё и парусной флотилии. Что с самого начала утверждалось в этом отряде?
Оценки и поведение – это не главное в пионерской жизни. Главное – какой ты товарищ, на сколько готов защищать свои принципы, отстаивать справедливость, помогать другим людям и просто самоотверженно трудиться по благо себя и всей страны. В пионерский отряд могут быть объединены ребята из разных школ и разных классов. В пионеры все вступают добровольно, а не по указаниям и разнарядке. Если отряд взялся за какое-то дело, то он его делает не для формального отчёта или участия в какой-то не очень понятной акции, а потому что это, действительно, нужно людям и стране. Это дело отряд должен выполнить точно и в срок. Все ребята и взрослые в отряде помогают друг другу и защищают от разных бед и напастей. Только сами отрядовцы решают, кого принимать в отряд, а кого нет.
Удивительно случилось позже 26 лет спустя. Когда в 1991 году всесоюзная организация была попросту уничтожена и все отряды, по крайней мере в Екатеринбурге прекратили своё существование – единственный, кто сохранил все знамёна, барабаны, форму, традиции, остался отряд «Каравелла». Да, нам было очень непросто прожить и не умереть в десятилетие с 90-х по 2000-е годы. Но мы смогли это сделать. И это тоже теперь результат нашей сплочённости, уникальности и самобытности.
В пятницу 15 мая возникла идея предложить ребятам, которые занимаются в «Каравелле» сейчас, поговорить с родителями, которые точно были пионерами, о том, что на их взгляд, было хорошего, интересного, запоминающегося, а может и не очень, в той детской организации прошлого. А наследников внимательно послушать и записать рассказы, а ещё сравнить эти личные воспоминания с теми задачами, которые решает сегодняшний отряд. Я поделилась своими мыслями с Денисом Неугодниковым. Денис воодушевился и взялся помогать. Действовать нужно было крайне быстро. Мы обзвонили небольшой круг каравелльцев. Удивительно то, что люди откликнулись сразу и, несмотря на совершенно сжатые сроки по подготовке публикации, удалёнку и не у всех доступность к семейным фотоархивам, не только написали воспоминания, но и нашли уникальные иллюстрации».
Узнаем эти истории…
«Почему у вас галстуки, а у нас звёздочки?!»
Данил Гордейчук: «Недавно я смотрел старый альбом с фотографиями у своей тёти, и увидел там маму в пионерском галстуке. Тогда я задумался, но не стал расспрашивать. А вчера позвонил Денис Неугодников и попросил помочь. Мне самому стало интересно, что такое пионерия и как раньше принимали в пионеры? Похоже ли это на то, как в отряде меня посвящали в «каравельцы» или нет? Я попросил маму рассказать об этом…»
Алла Баженова: «В далеком 1981 году мне посчастливилось стать октябрёнком, а в последствии – и пионером. Как нас принимали в «октябрята», честно говоря, не особо помню. Запомнилось только, как надели значок – Октябрятскую звёздочку с портретом маленького Володи Ульянова.
Наверное, именно поэтому всех нас разделили на «Звёздочки» – группы по пять человек, где у каждого ученика была своя обязанность. А помогал нам пионервожатый (ученик старшего класса). Эти ребята казались нам таким большими и знающими. И вот именно по этим «звёздочкам» нас принимали в пионеры. Если у кого-то одного в звёздочке были плохие оценки и поведение, то в пионеры не принимали всех, поэтому мы старались хорошо учиться.
Наши вожатые постоянно с нами об этом разговаривали, и контролировали учёбу и поведение. Ещё они помогали, если у кого-то что-то не получалось. Да и нам самим не хотелось подводить остальных. И вот, на очередном собрании, нам сказали, что наша «Звёздочка» – кандидат в пионеры. Вожатый дал нам листочки с клятвой, которую мы должны были выучить, но, насколько я помню, мы все её уже знали. Вот так нам хотелось в пионеры. Хотелось побыстрее самим стать вожатыми.
В пионеры нас принимали в спортзале. Белый верх, тёмный низ и на руке висит красный галстук. Народу было очень много и пока мы все проговорили клятву, прошло, наверное, немало времени, но для меня оно пролетело незаметно. И вот, на клич «Пионер, будь готов!» мы все дружно прокричали: «Всегда готов!» подняли руки в салюте, а затем, гордые, отправились домой.
Алла Баженова
Всю дорогу до дома я теребила свой галстук, обращая на себя внимание людей. Очень хотелось, чтобы все видели, что я ПИОНЕРКА! А самое интересное в нашей пионерской жизни началось уже на следующий день, когда нам дали поручение помогать нашей подшефной бабушке, и мы своим теперь уже «звеном», вместе со старшим вожатым, отправились к ней домой помогать по хозяйству. Как же это было интересно и необычно! Мы с удовольствием подметали, мыли пол, вытирали пыль, раскладывали продукты в холодильник. И мы гордились, что помогаем таким людям. Мы же пионеры! А потом мы ещё все вместе пили с нашей бабушкой чай и разговаривали про жизнь.
На следующий день – сбор макулатуры, а затем и металлолома. Помню, как мы ходили по квартирам и выпрашивали у людей старые газеты и журналы, и рыскали по дворам и закоулкам, в поисках каких-нибудь железяк. И люди нас радушно встречали и отдавали целые пачки бумаги. Теперь уже всем пионерским звеном – все вместе. Тащили всё, что можно было утащить. Какое огромное желание у нас тогда было собрать больше всех. И ведь даже не чувствовали усталости, а только стремление к выполнению заданной цели. Мне кажется, что вот этот энтузиазм и приподнятое настроение, ощущение, что ты не один, главное, что сохранено в «Каравелле» вместе с формой, барабанами и знаменами.
А в четвёртом классе мы уже сами стали шефами первоклассников, и даже проводили у них уроки. Это я очень хорошо помню, как проводила урок математики и наставила всем пятёрок.
А ребята первоклашки спрашивали, «почему у нас галстуки и пионерские значки, а у них пока только звёздочки?»
«Жизнь на разломе страны и эпохи»
Николай Фризен: В отряде решили подготовить публикацию про пионеров. Я задал несколько вопросов своему папе Василию Фризену о том, что ему нравилось или не нравилось в пионерской организации. Папа сначала глубоко задумался, а потом вот, что рассказал:
– Что для тебя значило быть пионером?
– В разное время по-разному. Когда в третьем классе всех принимали в пионеры, очень важно было не быть принятым последним. Как правило, принимали в три этапа. Сначала самые отличники, к которым я не относился, а в конце – самые хулиганистые личности, к которым я тоже не попал. И хотя пугали, что если плохо себя вести, то в пионеры совсем не примут, всё равно принимали всех.
В первое время к галстуку относились как к чему-то особенному, священному. Без галстука и школьная форма, а её тогда носили все, смотрелась по-другому. В ходу были слова «честное пионерское», для пущей убедительности добавлялось «держусь за красное». И это был не пустой звук. Если человек так клялся, то он не имел право соврать. Ему, действительно, верили.
Василий Фризен
Через год всё уже воспринималось иначе. Пионерские сборы стали какими-то унылыми. Они стали дополнительным мероприятием к классному часу. Проводились они тем же классным руководителем. Вожатых мы больше не видели. Никакого самоуправления в нашей школьной дружине я тоже не видел. Ещё через пару лет началась перестройка, к коммунистической партии, её детской организации, официальной государственной линии времён застоя все стали относится совершенно по-другому. Это влияло на всех, в том числе и на нас – детей. Очень непросто было расти и жить на разломе такой большой страны. Когда принимали в комсомол, это уже не было обязательным атрибутом взросления молодого члена советского общества, и принимали, поэтому, по желанию. Желающих нашлось на весь класс два человека. А потом я ушёл из школы и поступил в училище.
– Чем интересным занимались пионеры?
– Традиционным делом пионеров была так называемая тимуровская работа, то есть помощь старшим. Мы, в общем-то, были не против, только организовать это дело никто не умел толком. Мне кажется, что нам просто не повезло с вожатыми и наставниками. Ещё выпускали стенгазету по праздникам.
Самые интересные пионерские дела были для меня сбор металлолома и макулатуры. Там присутствовал элемент соревнования. Интересно было, кто больше насобирает. Не уверен правда, что те металлические предметы, которые мы тащили на школьный двор и правда не были никому нужны. Беспорядка тогда хватало…
– А вне школы пионерская организация себя как-то проявляла?
– Очень слабо. Ещё, пионерские дружины присутствовали в детских летних лагерях. Мне эти смены в пионерских лагерях запомнились частыми линейками и построениями по всякому поводу. Куча времени уходила на все эти репетиции. Ещё, изматывала подготовка к смотру строя и песни, где показывалось умение ходить строем под различные речёвки, как мне казалось тогда, весьма глупого содержания. Было бы гораздо веселее, если бы разрешалось что-то от себя добавить. Или ребятам самим придумать речёвку.
Вообще, мне кажется, в той пионерии, в какую попал я, всё было как-то заорганизовано, формально и предсказуемо. Обещанный «пионерский костер» – когда весь отряд собирается кругом у громадного костра, и ещё там обязательно надо было напечь картошки, я так ни разу и не дождался. Про «Каравеллу» все только читали в журналах и книгах, а где она находится понятия не имели.
«Многое определяют НАСТАВНИКИ»
Егор Серебрянников, капитан: Ура! Ура! «Каравелла» готовит новый коллективный материал. Как раз недавно наткнулся на новость в Интернете – скоро День Пионерии. В отряде «Каравелла» сохранились некоторые пионерские традиции и принципы, но не все. И мне захотелось узнать об этом обо всём больше, и я спросил у своей мамы. Вот что она рассказала…
Вера Серебрянникова, председатель Родительского Совета, мама каравелльца: Как давно это было и, одновременно, недавно – это моё пионерское детство! Помню, как мечтала: вот меня принимают в пионеры и повязывают красный атласный галстук (он казался мне таким красивым), мы его уже купили и вместе с мамой наутюжили.
Ещё помню свои переживания – а вдруг не примут, потому что пионерами могли стать только лучшие ребята: нужна была хорошая успеваемость по школьным предметам и примерное поведение, а ещё активное участие в жизни класса, например – сдать больше всех макулатуры или ударно работать на субботнике и не пропускать дежурства по классу (раньше ученики сами прибирали классы после уроков). И мне так хотелось быть достойной и попасть в это сообщество, в котором, как мне казалось, так интересно жить!
По традиции, в пионеры принимали на праздник 7 ноября – День Октябрьской Революции и было почётно именно в этот день стать пионером, а не потом, в отложенную дату (когда давали время исправить плохие оценки или поведение) и к этому дню мы всем классом с воодушевлением учили клятву пионера и песню «Взвейтесь кострами синие ночи», и отрабатывали ответ на клич пионера: «Будь готов! – Всегда готов!»: нужно было не бормотать, а сказать это чётко, громко и задорно!
То есть, все должны были подготовиться к этому знаменательному дню, а утром, уже перед мероприятием, нам зачитывали список тех, кого принимают. Это было очень волнительно!
Помню свою пионерскую вожатую Галю: раньше в школе была такая должность или роль (не знаю какое точное определение дать), когда ребята из более старших классов брали шефство над младшими и можно было обратиться к своим вожатым за советом или с вопросом, если возникла трудная ситуация в классе, например, или по учёбе. Наша пионерская вожатая несколько раз подменяла заболевших учителей и рассказывала нам такие интересные истории (мне до сих пор кажется, что ничего более захватывающего в своей жизни я не слышала).
Она говорила с нами о прочитанных книгах или о просмотренных фильмах, и я помню, что мы, как зачарованные, слушали её и с нетерпением ждали, когда же ещё кто-нибудь заболеет и снова будут такие интересные уроки! Я мечтала стать вожатой, ведь я думала, что тогда разом стану такой же, как наша Галя – тоже буду знать много разных интересных историй и буду такой же весёлой и красивой! Мне тогда было невдомёк, что это всё не прилагается автоматически к должности вожатой, а я сама сначала должна стать ответственным, внимательным к людям и интересным человеком, чтобы исходя из этих качеств, меня выбрали в вожатые. Но мне только предстояло все это узнать и понять, то есть повзрослеть!
Можно по-разному относиться к пионерскому движению, возможно, в нём были и «перекосы» в чём-то, но у него не отнять одного – дети были объединены в большое сообщество и имели общую идею и цель! Мне в сегодняшней «Каравелле» нравится именно это. А ещё замечательные наставники взрослые – честные, открытые, настоящие и надёжные друзья нашим ребятам!
Вера Серебренникова
Материал подготовили: командор Лариса Крапивина и флагман Денис Неугодников
Фото из личных архивов и отряда «Каравелла»