Проверка штормовым предупреждениемПроверка штормовым предупреждением
19.06.2014Оптимисты, штурмана и кадеты собрались у «Родного причала»Оптимисты, штурмана и кадеты собрались у «Родного причала»
24.06.201421-22 июня 2014 года на Верх-Исетском водохранилище прошёл Чемпионат Уральского федерального округа в классе «микро» (гонки флота), в котором удалось принять участие экипажу яхты «Слава». О том, как прошли гоночные дни, рассказывает Иван Попов.
Предисловие
Ночью перед первым гоночным днём который раз замечаю за собой одну особенность. Заключается она, в общем-то, в том, что я не могу уснуть. Совсем. Хотя знаю, что завтра ответственный день, он отнимет много сил, и нужно лечь пораньше отдыхать, чтобы завтра быть как огурчик! Но как только я закрываю глаза, то остаюсь один на один с желанием, чтобы завтрашнее утро наступило как можно скорее! Ну, и, конечно же, не могу не думать и не прорабатывать в голове гоночные ситуации. Ведь завтра нужно контролировать столько различных переменных!
Ещё обязательно надо синхронизироваться всему экипажу, чтобы действовать как единое целое. Это – как танцы, ты должен чувствовать партнёра и действовать абсолютно чётко, синхронно и в такт… В итоге я уснул около четырёх часов ночи…
Завязка
Утром мы с Севой вооружили «Славу» и отчалили в сторону «Коматека» по зеркальной глади водохранилища, уже предполагая, что в первый гоночный день ветра не будет. Так оно в итоге и случилось.
Обычные предстартовые процедуры: заявка, собрание капитанов, гоночная инструкция и т.д. На собрании капитанов было решено перенести старт на час из-за отсутствия стабильного ветра, которого по правилам должно быть не меньше четырёх узлов! Что, в общем-то, уже немало. Кстати, к слову, с нами был новый человек, Валентин Дудукалов, в качестве рулевого. Мы быстро познакомились и приноровились друг к другу. Даже нашлось много общих, отвлечённых от яхтинга, тем для разговора. Очень радовали спокойный темперамент и манера разговора новой трети экипажа (этот факт в дальнейшем не останется незамеченным).
Через час мы всё-таки решили выйти на воду, так как кое-какие шквалы иногда пробегали, и можно было хотя бы потренироваться. Так же поступили и остальные участники регаты. Итак, пока судьи решали давать старты или нет, мы около полутора часов проводили анализ настройки парусов и скоростных качеств нашей лодки в данных ветровых условиях. Процессом руководил Валентин, его подход к этой процедуре был более чем основательный! И вот, когда мы уже «отстроили оба паруса», потренировали повороты в лавировку и под спинакером, судьи позвали всех на берег на очередное собрание.
На нём все очень долго спорили, проводить все гонки на следующий день или же дать старты в практически штилевых условиях. В итоге было принято решение дать одну гонку сегодня, а остальные уже во второй гоночный день.
Пока выставляли дистанцию, у нас было время потренироваться ещё немного… и, надо сказать, что мы и яхта Astra немного увлеклись этим процессом и ушли далеко от стартовой зоны. В итоге опоздали на старт минут на семь! Это целая пропасть! Но, несмотря на то, что стартовали мы практически последними, к первому знаку «Слава» была близко к лидирующей группе. После огибания наветренного знака мы поставили спинакер, и тут… ветер выключили! Да так, что парус периодически начинал «гаснуть» под собственным весом.
В общем, до финиша мы шли о-о-очень долго и в первой гонке заняли четвёртое место в абсолютном зачёте и второе в своей группе «круизёр». Всё… бесконечная дистанция в отсутствии ветра закончилась. На этом в первый день с гонками решили ограничиться. Ветра сегодня больше не обещали.
Кульминация
На следующий день, как и сулил прогноз погоды, был очень даже свежий ветерок, периодически даже угрожающий!
Перед стартом мы потренировали «спинакер» и лавировку и, казалось, были готовы ко всему. А, между делом, впереди было аж восемь гонок. Это очень много для одного гоночного дня.
Первая гонка. Старт. Лавировка. Ветерок крепчает, буквально все «висим в открене». Спинакер. Лодка летит. Снова лавировка. Финиш. Мы первые! В абсолюте!! Причём с таким хоро-о-ошим отрывом. Нет, подождите, я к этому не был готов!!!
Мы, конечно, очень обрадовались такому результату, но понимали, расслабляться ни в коем случае нельзя! Тем более что ветер крепчал дальше…
Вторая гонка, спинакер. На порыве Сева не успевает стравить шкот или Валя не успевает увалить яхту до шквала, что-то одно или всё вместе. Спинакер вещь коварная, он даёт много скорости, но делает лодку нестабильной. Апофеоз этой нестабильности приходит в один миг, глазом не успеешь моргнуть. В общем, никто даже не вскрикнул, все просто повисли на наветренном борту, потому что лодка уже имела крен градусов в 70-80. Я уже мельком прицеливался прыгать на шверт, но яхта просто некоторое время неконтролируемо стоит в таком положении.
Всё это дело проходило в полной тишине, если не считать хлопков от растравленных парусов. Я молча дотянулся до спинакер-фала и начал стравливать его. Парус пошёл «флагом» перед яхтой, она начала набирать ход, отзываться на действия рулевого, и, как только лодка стабилизировалась, я одним рывком добрал спинакер-фал обратно, а Сева так же выбрал брас и шкот… Хлоп! Спинакер надулся, и мы снова неслись на всех парах! Всё это кино под названием «брочинг» длилось от силы секунд 50. Но виделось это всё, как в замедленной съёмке. И в полной тишине! Все помнят о манере общения нашего рулевого?! Он задавал настолько спокойный и правильный темп, что любая экстремальная ситуация воспринималась как норма. Ведь все знают, что надо делать?!
По ходу регаты у нас получилась очень плотная борьба с чёрной яхтой под номером 161, никто не хотел уступать даже сантиметра. Понервничать пришлось и им, и нам (по крайней мере, мне), кто же из нас окажется впереди по итогу?!
Вообще, за эти гонки было невероятное количество ярких моментов: и второй брочинг (похлеще первого, с «уходом» спинакера за гик), и ещё одна гонка с первым местом в абсолюте, и глиссирование под спинакером, и борьба с соперниками за место у знака, и фальстарт, и много ещё чего… Кстати, надо сказать, что в брочингах мы на удивление теряли относительно соперников метров 50 от силы, что, в общем-то, не приговор. А после фальстарта мы смогли финишировать в середине флота, что тоже неплохо.
Но самое главное и запоминающееся, именно то, ради чего хочется раз за разом идти в гонку, – это невероятная атмосфера настоящей команды! Не было ни одного недопонимания, ни одной напряжённой ситуации внутри команды. Мы просто решили, что надо хорошо погонять, и отработали, как часы. Нет, правда! Конечно, можно лучше, были ошибки, но они не носили фатальный характер. Просто необходимо больше тренироваться, оттачивать мастерство до совершенства. Это можно делать бесконечно.
Ну, и нельзя умолчать о том, что плодом наших усилий стало ни много, ни мало – первое место в своей группе! Невероятное ощущение чувствовать на шее тяжесть медали с цифрой «1»!
Послесловие
Следующие два дня можно было описать просто как усталость (восемь гонок за один день – это вам не до магазина внизу за хлебушком сходить!). Ныли ободранные колени, ушибленные мышцы и т.п. Ну, и, конечно, раз за разом бесконечные рассказы «как это было», тем более что эмоции зашкаливали.
Но, как и перед гонками, есть одна деталь (особенность) после них. На второй день после регаты вечером я, как бы между делом, поймал себя на совершенно дурацкой мысли: «я хочу туда снова!» В эту бесконечную изматывающую череду сменяющих друг друга лавировок и «спинакеров», в ощущение скорости, в ощущение гонки. Эта мысль каждый раз радует и огорчает меня. Радует, потому что понимаю: «я никогда не остановлюсь!». Огорчает, потому что задаю себе вопрос: «когда я остановлюсь?».
Иван Попов, капитан-инструктор отряда «Каравелла»
Фото: Мария Доможирова, флагман отряда «Каравелла»
21-22 июня 2014 года на Верх-Исетском водохранилище прошёл Чемпионат Уральского федерального округа в классе «микро» (гонки флота), в котором удалось принять участие экипажу яхты «Слава». О том, как прошли гоночные дни, рассказывает Иван Попов.
Предисловие
Ночью перед первым гоночным днём который раз замечаю за собой одну особенность. Заключается она, в общем-то, в том, что я не могу уснуть. Совсем. Хотя знаю, что завтра ответственный день, он отнимет много сил, и нужно лечь пораньше отдыхать, чтобы завтра быть как огурчик! Но как только я закрываю глаза, то остаюсь один на один с желанием, чтобы завтрашнее утро наступило как можно скорее! Ну, и, конечно же, не могу не думать и не прорабатывать в голове гоночные ситуации. Ведь завтра нужно контролировать столько различных переменных!
Ещё обязательно надо синхронизироваться всему экипажу, чтобы действовать как единое целое. Это – как танцы, ты должен чувствовать партнёра и действовать абсолютно чётко, синхронно и в такт… В итоге я уснул около четырёх часов ночи…
Завязка
Утром мы с Севой вооружили «Славу» и отчалили в сторону «Коматека» по зеркальной глади водохранилища, уже предполагая, что в первый гоночный день ветра не будет. Так оно в итоге и случилось.
Обычные предстартовые процедуры: заявка, собрание капитанов, гоночная инструкция и т.д. На собрании капитанов было решено перенести старт на час из-за отсутствия стабильного ветра, которого по правилам должно быть не меньше четырёх узлов! Что, в общем-то, уже немало. Кстати, к слову, с нами был новый человек, Валентин Дудукалов, в качестве рулевого. Мы быстро познакомились и приноровились друг к другу. Даже нашлось много общих, отвлечённых от яхтинга, тем для разговора. Очень радовали спокойный темперамент и манера разговора новой трети экипажа (этот факт в дальнейшем не останется незамеченным).
Через час мы всё-таки решили выйти на воду, так как кое-какие шквалы иногда пробегали, и можно было хотя бы потренироваться. Так же поступили и остальные участники регаты. Итак, пока судьи решали давать старты или нет, мы около полутора часов проводили анализ настройки парусов и скоростных качеств нашей лодки в данных ветровых условиях. Процессом руководил Валентин, его подход к этой процедуре был более чем основательный! И вот, когда мы уже «отстроили оба паруса», потренировали повороты в лавировку и под спинакером, судьи позвали всех на берег на очередное собрание.
На нём все очень долго спорили, проводить все гонки на следующий день или же дать старты в практически штилевых условиях. В итоге было принято решение дать одну гонку сегодня, а остальные уже во второй гоночный день.
Пока выставляли дистанцию, у нас было время потренироваться ещё немного… и, надо сказать, что мы и яхта Astra немного увлеклись этим процессом и ушли далеко от стартовой зоны. В итоге опоздали на старт минут на семь! Это целая пропасть! Но, несмотря на то, что стартовали мы практически последними, к первому знаку «Слава» была близко к лидирующей группе. После огибания наветренного знака мы поставили спинакер, и тут… ветер выключили! Да так, что парус периодически начинал «гаснуть» под собственным весом.
В общем, до финиша мы шли о-о-очень долго и в первой гонке заняли четвёртое место в абсолютном зачёте и второе в своей группе «круизёр». Всё… бесконечная дистанция в отсутствии ветра закончилась. На этом в первый день с гонками решили ограничиться. Ветра сегодня больше не обещали.
Кульминация
На следующий день, как и сулил прогноз погоды, был очень даже свежий ветерок, периодически даже угрожающий!
Перед стартом мы потренировали «спинакер» и лавировку и, казалось, были готовы ко всему. А, между делом, впереди было аж восемь гонок. Это очень много для одного гоночного дня.
Первая гонка. Старт. Лавировка. Ветерок крепчает, буквально все «висим в открене». Спинакер. Лодка летит. Снова лавировка. Финиш. Мы первые! В абсолюте!! Причём с таким хоро-о-ошим отрывом. Нет, подождите, я к этому не был готов!!!
Мы, конечно, очень обрадовались такому результату, но понимали, расслабляться ни в коем случае нельзя! Тем более что ветер крепчал дальше…
Вторая гонка, спинакер. На порыве Сева не успевает стравить шкот или Валя не успевает увалить яхту до шквала, что-то одно или всё вместе. Спинакер вещь коварная, он даёт много скорости, но делает лодку нестабильной. Апофеоз этой нестабильности приходит в один миг, глазом не успеешь моргнуть. В общем, никто даже не вскрикнул, все просто повисли на наветренном борту, потому что лодка уже имела крен градусов в 70-80. Я уже мельком прицеливался прыгать на шверт, но яхта просто некоторое время неконтролируемо стоит в таком положении.
Всё это дело проходило в полной тишине, если не считать хлопков от растравленных парусов. Я молча дотянулся до спинакер-фала и начал стравливать его. Парус пошёл «флагом» перед яхтой, она начала набирать ход, отзываться на действия рулевого, и, как только лодка стабилизировалась, я одним рывком добрал спинакер-фал обратно, а Сева так же выбрал брас и шкот… Хлоп! Спинакер надулся, и мы снова неслись на всех парах! Всё это кино под названием «брочинг» длилось от силы секунд 50. Но виделось это всё, как в замедленной съёмке. И в полной тишине! Все помнят о манере общения нашего рулевого?! Он задавал настолько спокойный и правильный темп, что любая экстремальная ситуация воспринималась как норма. Ведь все знают, что надо делать?!
По ходу регаты у нас получилась очень плотная борьба с чёрной яхтой под номером 161, никто не хотел уступать даже сантиметра. Понервничать пришлось и им, и нам (по крайней мере, мне), кто же из нас окажется впереди по итогу?!
Вообще, за эти гонки было невероятное количество ярких моментов: и второй брочинг (похлеще первого, с «уходом» спинакера за гик), и ещё одна гонка с первым местом в абсолюте, и глиссирование под спинакером, и борьба с соперниками за место у знака, и фальстарт, и много ещё чего… Кстати, надо сказать, что в брочингах мы на удивление теряли относительно соперников метров 50 от силы, что, в общем-то, не приговор. А после фальстарта мы смогли финишировать в середине флота, что тоже неплохо.
Но самое главное и запоминающееся, именно то, ради чего хочется раз за разом идти в гонку, – это невероятная атмосфера настоящей команды! Не было ни одного недопонимания, ни одной напряжённой ситуации внутри команды. Мы просто решили, что надо хорошо погонять, и отработали, как часы. Нет, правда! Конечно, можно лучше, были ошибки, но они не носили фатальный характер. Просто необходимо больше тренироваться, оттачивать мастерство до совершенства. Это можно делать бесконечно.
Ну, и нельзя умолчать о том, что плодом наших усилий стало ни много, ни мало – первое место в своей группе! Невероятное ощущение чувствовать на шее тяжесть медали с цифрой «1»!
Послесловие
Следующие два дня можно было описать просто как усталость (восемь гонок за один день – это вам не до магазина внизу за хлебушком сходить!). Ныли ободранные колени, ушибленные мышцы и т.п. Ну, и, конечно, раз за разом бесконечные рассказы «как это было», тем более что эмоции зашкаливали.
Но, как и перед гонками, есть одна деталь (особенность) после них. На второй день после регаты вечером я, как бы между делом, поймал себя на совершенно дурацкой мысли: «я хочу туда снова!» В эту бесконечную изматывающую череду сменяющих друг друга лавировок и «спинакеров», в ощущение скорости, в ощущение гонки. Эта мысль каждый раз радует и огорчает меня. Радует, потому что понимаю: «я никогда не остановлюсь!». Огорчает, потому что задаю себе вопрос: «когда я остановлюсь?».
Иван Попов, капитан-инструктор отряда «Каравелла»
Фото: Мария Доможирова, флагман отряда «Каравелла»