Пионер – значит первый
2020_05_20Первая победа ещё снимающегося фильма «Тень Каравеллы»
2020_06_20Отряд «Каравелла» существует почти 60 лет, начиная свою историю со времён Советского Союза. Отряд привлекает ребят разного возраста и из разных городов. Однажды и я попала в эту организацию. Вместе с сестрой, братьями и родителями мы поменяли свою жизнь. Знамёна, галстуки, форма, устав – эти вещи обволакивают тебя и незаметно становятся частью твоей жизни. Неотъемлемой частью всей семьи.
Анастасия Васильева, капитан-инструктор
Всё это, даже форма, клятвы, законы, построения, как будто, перемещают тебя во времени, помещая в отдельный мир. Познав и признав который, ты невольно задумываешься «Как всё это похоже на пионеров, я что, теперь тоже пионер?». А после на занятиях по истории отряда тебе расскажут, что «Каравелла» в начале своей деятельности могла принимать в ряды пионеров каждого достойного участника организации. И ты спешишь поделиться этим с родителями и узнаёшь, что и они стремились в отряд, будучи детьми, но что-то шло не так.
В порыве интереса ты расспрашиваешь у них каково это «быть ребёнком с алым галстуком»? И узнаёшь для себя удивительный вещи…Тогда ты и задумываешься о прошлом своей Родины и тем, какие раньше были люди и ребята твоего возраста. Когда я получила это отрядное корреспондентское задание, то не знала сначала, кого лучше расспросить маму или папу. Задала вопрос… И тут они стали рассказывать вместе, перебивая друг друга, погружаясь в воспоминания. Поэтому их рассказ я решила поместить вместе, в голове прокручивая ответы про детство моих любимых родителей и пионеров.
Клятва, приносимая в день вступления в пионеры,
врезалась в память навсегда…
Это был радостный день, когда тебе повязывали красный галстук,
и ты салютовал: «Всегда готов!»
Андрей Васильев, заместитель председателя Родительского Совета, папа четырёх каравелльцев: Мы прожили абсолютно счастливое и радостное пионерское детство в Советском Союзе…О том времени не так уж и много вспоминают в текущие дни, но возможно у вас, как и у нас, остались от того времени только лучшие, добрые чувства. Возможно, нас воспитывали иначе, возможно, мир тогда был другим. Всё возможно, но добрые и светлые воспоминания и об октябрятском, и о пионерском, а потом и комсомольском времени мы храним.
Каждый школьник с девяти лет (3-й класс 10-летней школы) становился пионером. На торжественной линейке мальчишки и девчонки волнуясь, но торжественно, произносили клятву. Сбор и посвящение было в присутствии товарищей твоего класса и классного преподавателя, а на линейке всей школы принимали лучших учеников и учениц, повязывали им пионерские галстуки старшая пионервожатая или наши старшие товарищи – комсомольцы. Приём в пионеры проходил в несколько торжественных дней: 23 февраля, 22 апреля на день рождения Владимира Ильича Ленина (Ульянова) и 19 мая – в день главного праздника пионерии.
Признаюсь, «круглым» отличником не был, был «в активе», в ряды пионеров принят в середине весны. Хорошо помню, что нас собрали около школы, приняли буквально 3-4 человека и пошёл не просто дождь, а майская гроза. Принимали нас троих мальчишек, троих неразлучных друзей, как говорила наша классная руководитель Фаина Борисовна «эта самая тройка…» (намекая на успеваемость по части дисциплин или дисциплины вообще) – меня, Владимира и Дмитрия.
Красный пионерский галстук являлся обязательным атрибутом школьной формы, соответственно носился он каждый день, хоть и мялся он жутко, и гладить его приходилось ежедневно.
Андрей Васильев
Пионеры были заняты делом. Прежде всего учились в школе, получали знания, прекрасно – продолжим учёбу в техникумах и вузах необъятной страны. Занимались мы бесплатно во дворце и домах пионеров в кружках и спортивных секциях. В Доме Пионеров, который был на Мира 42, рядом со старым помещением отряда, наша неразлучная троица сначала осваивала авиамоделизм, а чуть «повзрослев» перешли дружно в «автомотоклуб». Тогда же, с поддержкой отца, увлекся ещё и радиоделом.
Занимались мы и общественно-полезным трудом: уборка помещения класса была раз в месяц, и никто по этому поводу не ныл, не ворчал, не канючил, наоборот, негласное соревнование «чья часть стены и парты звена будут блестеть лучше». А про сбор металлолома и макулатуры – это же целое приключение с поиском кладов по всем заброшенным пустырям и закоулкам города!
«Мы не малышня, мы – пионеры!» Мы сами организовали праздничные мероприятия, концерты, агитбригады к памятным датам. Показывали их подшефному классу октябрят и даже на общешкольном сборе. Особенно волновались выступая вместе с комсомольцами перед шефами в актовых залах завода и института. Ещё, писали заметки и рисовали стенгазеты, участвовали в самодеятельности. Ходили с друзьями в походы – пусть на Шарташ, но до второго геодезического знака или вообще на Изоплит. А сколько было разных экскурсий. Одна запомнилась навсегда – мы были на строительстве здания тогда ещё не достроенного нашего цирка! И пусть была не смонтирована сцена, и пусть под ногами попадался строительный мусор, и пусть не было дверей в проёмах, но все уже видели размах стройки и понимали уникальность сооружения.
Помогали младшим, «подшефным» – первое задание и первая реальная помощь выразилась в изготовлении лёгких носилок для подшефного детского сада. А вручали подарки малышам только лучшие пионерские звенья из шести классов.
Особенно почётно для нас было пройти в одной колонне с демонстрантами нашего завода на демонстрацию 1 мая! И, действительно, пионер – первый. Взрослые негласно ставили нас во главе колонны и шли мы с высоко поднятыми головами и развевающихся на ветру красных галстуках…И при всём при этом успевали жить нормальной жизнью 9-12 летних мальчишек и девчонок, гулять, соревноваться, познавать мир и самое главное – крепко дружить.
Дружили не только «одной страной», дружили странами! И такая дружба у меня была. Один раз был «сдан» в замечательный лагерь «Юбилейный» Белоярской атомной станции. На «БОЛГАРСКУЮ» смену – приезжали ребята из Болгарии. Все 25 дней соревновались кто из нас лучше: футбол, волейбол, бадминтон и т.д. И ещё запомнился «пионерский костёр» на рассвете на берегу Белоярского водохранилища и общая песня на русско-болгарском языке…
Анжелика Васильева, мама четырёх каравелльцев: Школьные годы чудесные… Это действительно так, вспоминаешь их, и улыбка в сердце. Конечно, было всякое – и двойки, и опоздания, и строгий взгляд учительницы…, и переживания: «Ой! А как я маме скажу?!» Но это так, тучки на ясном небе.
В пионеры, нас в третьем классе принимали четыре раза в году: на День Великой Октябрьской Социалистической Революции – 7 ноября, это были отличники – и в учебе, и в поведении; второй раз – 22 апреля в день рождения В.И. Ленина, третий раз – в День Пионерии, 19 мая; 4 раз – уже числа 25 мая. Очень похоже на отряд, где есть понятные и закреплённые даты Общих сборов.
Каждую кандидатуру выдвигал командир звёздочки, которая объединяла по пять человек и, конечно, между звёздочками велись соревнования: какая звёздочка будет лучшей, в учёбе, в сборе макулатуры, металлолома, прочитает больше книжек, подготовит лучший номер на концерте или выпустит стенгазету. И понятное дело, каждый в звёздочке мечтал, что его звёздочка будет первой пионерской. На обсуждении всё было по-честному, все нечестности и происки видны были сразу. У каждой звёздочки был свой вожатый, человек из шестого класса, выпускник нашей же учительницы Валентины Васильевны. У нас была Юля, которую мы просто обожали, весёлая, добрая, всегда находила слово для каждого и о каждом на таких сборах говорила хорошее, о каждом, и помню, что мы «открывали» этого Петьку или Вадьку по-новому, по-хорошему.
Меня принимали в пионеры в День Пионерии. Так как у меня были «3», о приёме в День Рождения Ильича не могло быть и речи, я и сама это понимала, но на фото, нас фотографировали именно 22 апреля, поэтому и октябрятский и пионерский значки на фото. Накануне дня приёма в пионеры, помню, что наглаживала свой галстук и чуть не сожгла. Очень перепугалась, ведь это – «частичка знамени». День был солнечный, яркий, окна в столовой были открыты и яблони цвели во всю, и вот ощущение полного счастья, что ты родилась и живёшь в самой лучшей, самой красивой, самой честной и справедливой стране, и ты частичка этой страны… От этих мыслей и чувств готова была горы свернуть! И нас, уже как взрослых, самостоятельно, без вожатых и шефов, отправили собирать металлолом. Не помню, кто победил, кто больше собрал, главное, что ты теперь – пионер! Что ты сам что-то можешь.
Ещё и в лагерях было традицией хоть один раз за смену сыграть в «Зарницу». Вожатые разбивали отряды на разновозрастные группы, каждая старалась захватить флаг «противника», выполняя различные задания. Весело было и увлекательно. Мы, девчонки, ни в чём не отставали от мальчишек! Пусть они думали, что нам девчонкам, надо записаться в медсёстры, так как бегать по подземным ямам с автоматами нам было неинтересно. А вот достать из сумочки зелёнку и разрисовать «любимого» одноклассника – вот истинное удовольствие от игры для девчонок!
Делили нас на команды и вот мы догоняли, убегали, прятались… Искали «секретные карты», пытались захватить (стащить) флаг противника, в общем, настоящая «боевая» стратегия и тактика у каждой армии.
А «пионерские» песни, ну как без них. Из всем известных – «Песня о юном барабанщике», «Взвейтесь кострами», «Весёлый ветер», «Орлёнок», «Пусть всегда будет солнце» и многие другие. В более старших отрядах пели песни романтические, хотя запомнилась на языке оригинала песня итальянских коммунистов, одна из самых известных для пионеров и комсомольцев того времени итальянских песен, покоряя своим жизнеутверждающим задором и маршевым ритмом. Конечно, по-итальянски пелся только первый куплет и припев:
Avanti o popolo alla riscossa
Bandiera rossa, Bandiera rossa
Avanti o popolo alla riscossa
Bandiera rossa trionferà!
Bandiera rossa la trionferà!
Bandiera rossa la trionferà!
Bandiera rossa la trionferà!
Evviva il comunismo e la libertà!
Мир другой романтической жизни
Аня Головацкая: Я знаю, что «Каравелла» когда-то была создана как пионерский отряд. В наше время пионерской организации не существует, но мои родители были пионерами. Недавно моему папе позвонила Лариса, попросила вспомнить как это было, но сделать надо было в очень короткие сроки. Он немного подумал и написал. А потом рассказал мне. Это было очень интересно и увлекательно его послушать и узнать про жизнь детей в прошлом.
Владислав Головацкий: Пионерское детство – это, конечно, очень яркая, светлая часть моей жизни. На самом деле, я признателен Ларисе Крапивиной за то, что попросила написать об этом несколько слов и как бы вернуться в детство.
Пионерия в лучших своих проявлениях, конечно, была явлением очень красивым, даже романтичным. Развевающиеся знамёна, алые галстуки, костры, приветствие «будь готов!», рассказы о подвигах пионеров-героев прошлых лет, книги А.П. Гайдара, окружённые ореолом таинственности отряды, занятые какими-то невероятно серьёзными и интересными делами, для меня и, думаю, многих моих сверстников, всё это было очень красивым и воодушевляющим. Особенно до непосредственного приёма в пионеры.
До сих пор помню, как волновался на линейке в кинотеатре «Знамя», на которой меня и моих одноклассников принимали в члены всесоюзной пионерской организации. Сперва обуревали сомнения – примут или не примут, потом готовился громко и без ошибок произнести клятву. Когда приняли, был счастлив.
В жизни, конечно, всё было очень по-разному. Много было хорошего, радостного, как это всегда бывает и должно быть в детстве. Но в школах пионерская жизнь часто подменялась обычной рутиной, являлась только формой идеологической работы с детьми, заполненной нудными воспитательными собраниями, «борьбой» за хорошие оценки и другими формами внеклассных занятий, когда самым захватывающим был сбор макулатуры и металлолома. Впрочем, тогда это действительно увлекало.
Правда был и другой, настоящий пионерский мир. Были вожатые-педагоги, искренне любящие детей и своё дело, были объединения ребят, где принципом отношений являлось товарищество, в отличие от привычных школьных иерархических взаимоотношений, основанных на наглости и физической силе «иерархов». Были интересные дела, походы, общение. Всё это являлось редкостью, почти чудом, тогда, тем более это является редкостью в настоящее время, но чудеса всё-таки случаются.
Для меня лично, всё лучшее из того, что имеет отношение к пионерской организации, было и продолжает быть связано с отрядом «Каравелла». Это, конечно, уже настоящая легенда, но при этом вполне себе живая, многоголосая и боевая. Это место, где по-товарищески могут общаться только пришедший в отряд младшеклассник и почти взрослые юноши и девушки – «ветераны» отряда, место, где каждый ребёнок может встретить уважительное отношение к своей личности и найти способ проявить себя. Я сам, когда прихожу в отряд и погружаюсь в эту обстановку, забываю про свой возраст и взрослые дела.
Возможно, главное, тут по-прежнему полно романтики и приключений. Всё-таки морские походы, даже в акватории Верх-Исетского пруда, всегда были делом очень романтичным и увлекательным, а дети это лучше всех чувствуют.
Владислав Головацкий
Материал подготовили: командор Лариса Крапивина и флагман Денис Неугодников
Фото из личных архивов и отряда «Каравелла»