Гордо ли звучит «Я откосил»?
19.03.2013Yuriy Kruchenkov: «During our voyage across the Atlantic Ocean everything that could be broken was broken!»Юрий Крюченков: «В переходе через Атлантику у нас сломалось всё, что могло!»
10.04.2013Одним февральским днём мне сказали дома: «Ты была везде кроме севера!». На следующий вечер меня позвали в командорскую и спросили, когда у меня день рождения. Я ответила, но мне это показалось очень странным. Оказалось, что наш отряд пригласили принять участие в соревнованиях по морскому многоборью «Поморские сборы», проводимых ежегодно в Архангельской области. А вопрос про день рождения был задан для того, чтобы узнать, попадаю ли я в возрастную группу участников. Мне на тот момент ещё не исполнилось 15 лет, поэтому не было никаких преград для того, чтобы впервые в жизни оказаться на севере!
В состав нашей команды входили: шкипер Никита Новоторженцев, штурманы Антон Орлов и Ник Кошкин, капитаны Маша Колесникова, Глеб Дерябин и Алёна Федотьева, то есть я. Руководителем нашей делегации была флагман Ксения Гордон.
В Северодвинске мы должны были соревноваться в дисциплинах, некоторыми из которых никогда не занимались раньше, поэтому поездке предшествовала серьёзная подготовка. О ней рассказывает Ник Кошкин:
«Тренировки начались ещё в Екатеринбурге, продолжились в поезде и, непосредственно, в самом Архангельске. В отряде мы большую частью времени готовились к флажному семафору, а также повторяли вязание узлов и сборку-разборку автомата. В поезде мы учили устройство шлюпки, а в Архангельске повторяли всё вместе.
Конечно, ко многим дисциплинам мы просто не могли подготовиться достаточно. Так, например, у нас не было возможности вязать узлы на время, из-за того, что в отряде просто нет специальной такелажной доски. В новинку нам было метание лёгости (бросательный конец). Но зато мы очень хорошо были подготовлены к семафору, так как каждый день не по разу показывали друг другу термины и предложения из книжки «Шлюпка». Таким образом мы даже совмещали два направления.
А в Архангельске нам очень помогли многие руководители и судьи: показали, как бросать лёгость, как снаряжать магазин автомата, рассказали некоторые секреты вязания узлов на время.»
Но соревнования начались не сразу. В первый же день нашего пребывания в Архангельске нам предстояла экскурсия в город корабелов и моряков Северодвинск. О ней вспоминает Никита Новоторженцев:
«Вся наша экскурсионная программа началось с небольшого путешествия в город Северодвинск, где мы побывали в порту. Когда мы прошли через входной пост, у нас возникло ощущение, что мы вошли в другой мир, всё казалось каким-то необычным. Было очень тепло, и светило солнце. Мы шли по заснеженной дороге и видели много разных кораблей – больших и маленьких.
Особо выделялись среди них три большие подводные лодки и один танкер. В одной из них нам удалось побывать. Это была атомная подводная лодка «Архангельск» класса «Акула». Она на самом деле огромная! Чтобы оказаться внутри, мы спустились на семь метров по вертикальной лестнице. В подлодке было очень интересно, везде свисали всякие провода и располагались разные устройства. Особенно всем понравился атомный реактор. Также мы смогли очутиться внутри дизельного ледокола «Руслан». Там нам показали рубку, машинное отделение, кают-компанию, а ещё рассказали много интересных фактов про его работу.»
Не меньше, чем Северодвинск, нам понравился и Архангельск. Он оказался очень красивым городом, во время прогулок по нему мы увидели множество памятников: капитану Кузнецову, Соловецким юнгам, Петру Первому, Вечный огонь и памятник тюленю.
В первый день на севере мы увидели и узнали много нового, но расслабляться не стоило, потому что во второй день начинались соревнования, а мы очень не хотели попасть впросак. Своими впечатлениями от северного многоборья делится Антон Орлов:
«Первой дисциплиной, по которой нам предстояло проявить себя, был флажный семафор. Для него каждая команда приготовила пять карточек, на каждой из которых было написано 120 знаков. За минуту необходимо было прочитать одну карточку. Сдали мы флажный семафор неплохо, самый лучший результат из нас был у Маши Колесниковой – 26 знаков. Стрельба проще: целишься, стреляешь. Первые три выстрела пробные, а еще пять зачётные.
Такелаж – один из самых сложных и интересных этапов. За наименьшее время нужно было завязать шесть узлов: шкотовый, удавку, шлюпочный, штык, рифовый и беседку на себе. Судьи на этом этапе помогали нам, рассказывая, как быстрее вязать тот или иной узел. Все мы завязали быстрее 50 секунд, самый лучший наш результат – 25 секунд!
Теория шлюпки далась всем легко. Надо было подписать 20 указанных частей корпуса и пять команд на веслах. Затем нас ожидало то, чего мы ещё не делали – метание лёгости. Лёгость – это снаряд, состоящий из шкерта, намотанного на болванку. Она предназначена для ловли шлюпки во время шквала. Оказалось, что не так уж легко закинуть её за 10 метров, а именно на такую длину это надо было сделать. Не всем из нас это удалось.
Последним этапом была сборка/разборка автомата. Ну, в этом мы были сильны, да и автоматы были разработанные. Минимальное время на этом этапе – одна минута. С этим ни у кого из нас не возникло проблем, и все сдали хорошо. Все соревнования прошли за два дня, но потом нас ожидало много всего нового и интересного.»
Мы очень интенсивно готовились к соревнованиям и сдавали нормативы, но помимо этого культурная программа на сборах была просто на высшем уровне! О ней снова вспоминает Никита Новоторженцев:
«На следующий день после приезда в Архангельск мы отправились в Северный Морской музей. Там нам рассказывали про открытие и освоение северного морского пути. В этом музее было очень много различных интересных исторических экспонатов и макетов кораблей, оставивших след в русской истории. Кроме того, нам провели экскурсию по Арктическому Морскому Институту, где показали тренажёр для будущих штурманов, он состоит из большой приборной панели, штурвала, а на стену выводится изображение с трех проекторов.
Но самой необычной была экскурсия в музее деревянного зодчества «Малые Карелы». Это музей на открытом воздухе, состоящий из множества деревянных домов, которые привезли из разных районов Поморья. Экскурсовод говорил с интересным старорусским акцентом. А в оставшееся свободное время мы играли в снежки и веселились.»
Нескольким ребятам из нашей делегации была предоставлена возможность возложить цветы к зданию, где проходил первый набор в школу Соловецких юнг. Мы решили, что правильнее будет, если ими будут те, кто принимает участие в нашем спектакле о юнгах «Прощайте, скалистые горы!», а именно: Маша Колесникова, Антон Орлов, Алёна Федотьева. Подробнее рассказывает Маша:
«Город Архангельск – это место, откуда зародилась Школа Соловецких юнг. В далёкий 1942 год, в здание Северо-Двинской военной речной флотилии тянулись мальчишки со всей России. Именно здесь они проходили комиссию, после которой «годные» ребята были зачислены в школу юнг, а «не годные» отправлялись в тыл. Российские мальчишки стремились попасть на фронт и защищать свою родину.
Сейчас 2013 год. Над нами мирное небо, а в месте, где проходил первый набор в Соловецкую школу юнг, находится Управление Федеральной Службы Исполнения Наказания. Небольшой группе ребят из Москвы и Екатеринбурга была предоставлена огромная честь возложить цветы в память Юнгам.
Утром, нас привезли в самый исторический район Архангельска Соломбала. В этом районе вместе с отцом жил знаменитый писатель Валентин Пикуль. Жил здесь он недолго, так как в мае 1942 был зачислен в школу первым призывом. Добравшись до памятного места, мы возложили цветы к мемориальным доскам и почтили память юнг, которые отдали свои жизни за нас, минутой молчания.
Немного позже нас провели в само здание. Сложно представить, что мы были в помещении и поднимались по тем самым лестницам, по которым ходили Соловецкие юнги, наши русские герои. Евгения Владимировна Шахова, главный хранитель музея УФСИН России по Архангельской области, провела для нас экскурсию.
Музей необычный. Во-первых, он посвящён истории становления уголовно-исполнительной системы в России, а во-вторых, почти все экспонаты этого музея, начиная от маленьких статуй из хлеба и заканчивая большими макетами парусных кораблей, сделаны руками заключенных. Люди, находящиеся в неволе, создают настоящие произведения искусства, а позже многие из их поделок попадают в музей.
В Архангельске на набережной есть памятник Соловецким юнгам, погибшим в годы Великой отечественной войны. Юнга Лев Вахромеев написал в своих стихах:
«Соловецкие юнги, наши мальчики русские
Ваши плечи по-детски худые и узкие
Заслонили просторы родной нам России
Будьте вечно героями!
Будьте вечно живыми!»
А ведь действительно, Соловецкие юнги – это простые мальчишки, которые в свои 14 стали героями. Не побоялись смерти и встали на защиту Родины. Слава юнгам!»
Эта поездка стала для нас очень важной. Лично у меня после всего, что нам рассказали и показали, была масса впечатлений, которые было сложно как-то систематизировать. Но в предпоследний день сборов, когда все соревнования и экскурсии уже закончились, организаторы решили нас повеселить и устроили очень необычную эстафету. Вот что запомнил о ней Глеб Дерябин:
«Сама эстафета планировалась как развлекательная, однако накал страстей участников был не меньше, чем на основных этапах соревнований. Правила её были довольно сложные и запутанные. Например, необходимо было разбирать и собирать автомат, обнявшись; проехать на самокате вокруг конусов; выстрелить дротиками из духового ружья, нарядившись в спасательный жилет, маску и ласты; всем по очереди связать два шкерта, так, чтобы узлы не повторялись, и многое другое.
Пока мы выполняли все эти забавные задания, мы вдоволь насмеялись и порядком устали. Эстафета действительно была очень весёлой и спортивной. Жаль, конечно, что мы не получили призового места за неё, но зато получили много удовольствия и веселья, приняв участие!»
Скучать нам, как вы уже поняли, не приходилось! Все время было расписано по минуткам. Но вот пришло время закрытия «Поморских сборов». Оно проходило в самый последний день, буквально за несколько часов до отъезда первых делегаций.
Награждений было действительно много. Мы были рады за ребят, которых награждали, ведь за насколько дней многие из них стали нам очень хорошими друзьями. Но всё же нам очень хотелось услышать в числе победителей свои имена. И это произошло! Отличились мы как в личном, так и в командном первенстве. Делегация «Каравеллы» заняла второе место в общекомандном зачёте по дисциплине «Знание устройства шлюпки» и третье место по «Сборке и разборке автомата». Кроме того, в личном первенстве в устройстве шлюпки нам не было равных: 1 место – Маша Колесникова; 2 место – Никита Новоторженцев; 3 место – Алёна Федотьева.
Нам было очень приятно, что участвуя в таких соревнованиях первый раз, мы сумели показать себя очень даже достойно!
Однако на этом наше путешествие не закончилось. На обратном пути мы успели погулять по Ярославлю вместе с нашими новыми друзьями из ДМЦ имени адмирала Ф.Ф. Ушакова. Вновь послушаем, что запомнил Никита:
«Нашей последней экскурсией была экскурсия по городу Ярославлю, уже после закрытия «Поморских сборов» по пути домой. Её провёл для нас руководитель делегации Ярославля.
Времени на прогулку было не так уж и много, всего пять часов, но нам этого хватило. Мы увидели несколько храмов, красивую набережную. Зашли на морскую базу ярославцев, кстати, у них есть два больших корабля, на которых они ходят в дальние походы и проводят летнюю практику. А дальше мы забрали свои вещи и отправились на вокзал, где нас уже поджидал наш поезд до Екатеринбурга.»
Мы ехали домой. Поезд бежал по рельсам очень быстро, но казалось, что время тянется бесконечно. Такое состояние лично у меня длилось до того момента, как я увидела на одной из станций большую светящуюся надпись «Первоуральск». До дома осталось совсем чуть-чуть. Не верилось, что наше путешествие на Север подошло к своему концу, не верилось, что наш Северный ветер дул уже в другую сторону.
Алёна Федотьева, капитан отряда «Каравелла»
Справка пресс-центра:
«Поморские сборы» состоялись в Северодвинске с 21 по 24 марта 2013 года. В состав делегации отряда «Каравелла» вошли: Ник Кошкин, Алёна Федотьева, Глеб Дерябин, Антон Орлов, Никита Новоторженцев и Маша Колесникова. Делегацию возглавила флагман Ксения Гордон.
Текст подготовлен к публикации
Алёной Хазинуровой, капитаном-инструктором отряда «Каравелла»
Фото из архива пресс-центра отряда «Каравелла»