Противостояние человека и стихии

В Первые впечатления каравелльцев
09.06.2013
Боевой настрой
10.07.2013
В Первые впечатления каравелльцев
09.06.2013
Боевой настрой
10.07.2013
Мотористы-спасателя спешат на помощь

Мотористы-спасатели спешат на помощь

«Кильнулись!» – как много в этом слове… Именно эта резко выкрикнутая кем-то фраза заставляет сердце командора биться в два раза быстрее, спасателей – заводить мотор на катерах, а матросов всех яхт – тревожно озираться по сторонам в поисках экипажа «везунчиков». Причины киляния, то есть ситуации, когда яхта ложится парусами на воду, могут быть разные: слишком сильный крен, неудачный поворот, шквалистый ветер, ошибки рулевого или матросов, а чаще – всё перечисленное вместе.

Однако в причинах экстремальной ситуации обычно разбираются после того, как удаётся её устранить. Чтобы это произошло как можно скорее, каждый член экипажа должен знать, что делать при килянии: матросы – уплыть с парусов, чтобы своим весом не перевернуть яхту мачтой ко дну, стажёр – подплыть к самой верхней точке мачты, которая называется топ, и толкать её вверх, а рулевой – залезть на шверт и своим весом поставить яхту на киль. Но зачастую оказывается, что на практике всё не так просто, как в теории. Именно для того, чтобы ребята не боялись и не терялись, оказавшись в воде, каждый год в один из жарких безветренных дней парусной практики в отряде «Каравелла» проходят учебные киляния. Про один из таких дней, 20 июня 2013 года, рассказывает рулевой яхты «Меридиан» Маша Колесникова:

Совсем не учебные киляния

Совсем не учебные киляния

«На воде сегодня было «зеркало», поэтому от командора поступил приказ максимально раздеваться и готовиться к учебным киляниям. Когда «Меридиан» отошёл на достаточное расстояние от берега, Сева Доможиров (наш «ветерок») ещё раз проинструктировал нас с моторки и положил яхту. Я очень боялась, что, как в прошлом году, не успею вылезти на шверт, но я успела. Пересчитав весь экипаж, я удостоверилась, что Кирилл Толмачёв – мой стажёр – у топа. И на громкие «Раз! Два! Три!» мы поставили яхту. Первым я затащила на борт Сашу Юдкина и посадила его за руль, а потом помогла залезть всем остальным матросам. Кстати, многие рулевые кильнулись сегодня «всухую», то есть не упали в воду, а перелезли с борта яхты сразу на шверт. Молодцы!»

Одним из тех, кому удалось поставить яхту на воду, не замочив одежды, был рулевой «Гек Финна» Петя Крапивин, его матрос Никита Новоторженцев вспоминает о том, как пережил мокрую тренировку:

Такая невнимательность может привести к реальному килянию

Такая невнимательность может привести к реальному килянию

«Почему-то с самого утра сегодня все ребята говорили об учебных киляниях. И, правда – после очередного сбора около мачты все командиры, как буря, полетели к своим яхтам с криками: «Учебные киляния!». Я не очень этому обрадовался, потому что я не люблю купаться, но что поделать – приказ есть приказ. Мы пошли на яхте «Полюс», потому что двухмачтовый «Гек Финн» килять опасно, ведь он очень тяжёлый. Когда мы дошли до середины акватории, к нам подошла моторка, а из неё вышел Сева Доможиров. Он провёл для нас инструктаж и неожиданно кильнул яхту. Я спокойно поплыл к топу мачты, а командир, не замочившись, вылез на шверт. Матросы прыгнули в воду и начали купаться (вода в тот день была очень тёплая – прим. ред.). Яхту мы поставили очень быстро и помогли всем матросам залезть внутрь.»

Киляться в жару и штиль любят многие, а вот ставить яхту, бултыхаясь в ледяной воде и отбиваясь от сильных волн – далеко не самое приятное занятие. Для того чтобы не допускать такие ситуации и работает команда мотористов-спасателей. Часто избежать аварии помогает даже одна своевременная подсказка, произнесённая в мегафон, но иногда для того, чтобы спасти измученный штормовым ветром экипаж, приходится брать яхту на буксир. О таком опасном приключении рассказывает матрос яхты «Пеленг» Полина Теплоухова:

Спускаем грот - ждём спасателей

Спускаем грот — ждём спасателей

«В один из ходовых дней, 26 июня, после обеда начался очень сильный ветер. Нашу яхту сильно кренило, шверт пел, а мне еле удавалось держать стаксель-шкоты. Через каждые несколько секунд мы крутили повороты. Мы с Валерой и Матвеем сидели на борту, откинувшись назад и упираясь ногами в швертовый колодец – откренивали. Я из последних сил пыталась держать шкоты в онемевших пальцах в то время, как меня то и дело окатывало волной брызг. Мы начали спускать грот (знак для спасателей о том, что требуется помощь – прим. ред.), потому что другого выхода не оставалось. Вдруг с одной стороны оторвалась банка и ударила Матвея по ноге. Он выпустил фал, а я кое-как его поймала… Почти до самого пирса нас везла моторка. Мы пришвартовались к понтону, провели экстренное разоружение и перегон. Мы всё успели и были этому очень рады, потому что потом такой ливень начался, что только держись!»

Когда совместными усилиями экипажа и команды спасателей удаётся избежать аварийной ситуации на воде – это маленькая победа над стихией. А когда волны и ветер оказываются сильнее – маленькое поражение. Из таких поражений и побед и состоит навигация отряда «Каравелла», и в силах каждого матроса внести свой вклад в это противостояние человека и стихии.

Алёна Хазинурова, капитан-инструктор

Фото из архива отряда «Каравелла»