«Чистый берег» должен быть и на острове Шабур
23.07.2019Почему переучить тракториста в танкиста быстро?!
24.07.201923 июля 2019 года мы с ребятами из отряда «Каравелла» и гостями из разных городов России посетили очень интересные экскурсии, которые нам подарил Центр сохранения исторической памяти Уральского добровольческого танкового корпуса. Как мы узнали, этот проект они проводят при поддержке Фонда Президентских грантов. Наша большая группа поехала в Нижний Тагил на Вагоностроительный завод, где нам рассказали про то, как во время Великой Отечественной войны в этот Уральский город было экстренно переброшено несколько крупных предприятий, в том числе и Харьковский завод, которые позволили в самые короткие сроки разработать и начать массовое производство новых моделей танков.
Первые упоминания слова «танк» появились ещё в Первую мировую войну, тогда англичане, чтобы пробить линию фронта, использовали страшно гудящие машины, в которых были встроены пушки. И враги просто убегали от страха, некоторым даже после этого нужна была помощь психиатра.
У нас же танки начали создаваться в 1934 году. Первый танк, который вызвал гордость и большой интерес у наших соотечественников, был пятибашенный. Его начали помещать на открытки, конверты – везде, но позже, во время войны с финнами, все поняли, что он не так уж и хорош. Его недостатком, например, была недостаточно качественная связь и оторванность членов экипажа друг от друга. А если пропадала связь, никто никого не слышал, приходилось надеяться только на себя, уже нельзя было рассчитывать на помощь команды.
А уже во время Великой Отечественной войны (1942) появляется Т-34, легендарный танк, выпускаемый Нижнетагильским Вагоностроительным заводом. Это была гроза танков и пехоты, позже при доработке башни и пушки он получил снаряд 86мм, тем самым стал самой опасной и узнаваемой машиной того времени.
После экскурсии мы отправились в ангар, где смогли осмотреть готовую продукцию завода. Там нас ожидало несколько сюрпризов. Мы увидели последнюю модель танка, самый лучший танк нашего времени – Т-90. Правда, мы смогли рассмотреть его только снаружи.
А вот залезть внутрь танка нам разрешили только в Т-34, который принимал участие в реальных боях под Москвой, после чего случайно провалился под лёд, и его достали только в 2009. Так вот, как рассказала нам экскурсовод, всех поразило то, что, пролежав в воде более 70-ти лет, танк был практически без ржавчины и каких-либо повреждений. А ещё мы побывали внутри танка Т-72.
Когда ты залезаешь в реальный танк, то испытываешь смешанные чувства. С одной стороны, не очень понимаешь, как в таком тесном пространстве могли помещаться четыре взрослых человека. С другой стороны, чувствуешь большой восторг, когда все эти рычаги реально работают, а пушка плавно ходит по траектории.
Во время экскурсии мы узнали, что танки, которые стоят в ангаре, «все на ходу», и находятся в прекрасном состоянии. Их периодически проверяют, заливают топливо, заводят и… «выезжают».
После вкусного обеда в кафе «Демидов» мы отправились на прогулку по набережной. Полюбовались на возвышающуюся Лисью гору и прекрасные виды, которые открывались на набережной. Затем мы поехали дальше на экскурсию военной техники в музее города Верхняя Пышма.
Там посетили музей под открытом небом «Боевая Слава Урала» и смогли посмотреть танки, самолёты, поезда, автомобили, корабли и тому подобную технику. Очень внушительным мне показался истребитель-перехватчик МиГ-31! Он очень больших размеров и произвёл на меня самое сильное впечатление. Я впервые видел его так близко.
Сам поход в музей Верхней Пышмы был хоть и недолгим, но очень интересным и увлекательным.
Константин Коноплёв, штурман отряда «Каравелла» г. Верхняя Пышма
Фото из архива сборов «Оранжевое лето»