Озарённые «Зарницей»
24.02.2016МАРТ 2016 В ОТРЯДЕ «КАРАВЕЛЛА»!
01.03.201626 февраля 2016 года в отряде «Каравелла» прошла встреча с удивительным человеком – новым начальником Екатеринбургской морской школы ДОСААФ Николаем Заколодкиным. Встреча прошла в формате пресс-конференции, так что у всех каравелльцев была уникальная возможность задать первыми вопросы главному человеку морской школы.
Николай Васильевич ответил на вопросы ребят и рассказал о своей работе. Много лет он посвятил военной службе и работе в МЧС. Всё началось с поступления в Челябинское танковое командное училище, которое он окончил с отличием. Затем шли годы службы в Прибалтийском военном округе, Германии, Екатеринбурге. Николай Васильевич шёл вверх по карьерной лестнице не только благодаря талантам и усердию, но и благодаря главному принципу: в жизни необходимо постоянно учиться и совершенствоваться. В 1997 году он перешёл в МЧС. Работал начальником управления подготовки воинов Приволжско-уральского регионального центра МЧС России. Затем руководил отделом государственной инспекции по маломерным судам Уральского региона, а позже перешёл в ДОСААФ России. В копилке Николая Заколодкина орден за военные заслуги, медаль за боевые заслуги и двадцать две ведомственные медали за служебную деятельность. Кроме того, он имеет специальность руководителя взрывных работ, является спасателем. У Николая Васильевича есть удостоверения судоводителя, механика-водителя, мастера вождения танка, водителя снегохода и квадроцикла.
Как отметила командор отряда Лариса Крапивина, гость является специалистом действительно широкого профиля. Ребята заинтересовались военным прошлым Николая Васильевича и задали ему много вопросов по этой теме.
Когда вы служили в танковом полку, вам доводилось ездить на самом танке и командовать им?
Николай Васильевич: Моя служба сложилась так, что я ездил на всех танках. От Т-34 и до всех дальнейших модификации (Т-44, Т-55 и далее).
Лариса Крапивина: Говорят там очень шумно…
Николай Васильевич: Каждому человеку приемлемо. Но когда идёт отбор в танковые войска, выбирают определенный контингент. Рост не выше 175 сантиметров. Человек не должен бояться ограниченного пространства, темноты и так далее.
А у вас были боевые ранения?
Николай Васильевич: Ранения нет. Сознание терял. Но это не боевое, а чисто в обстановке обучения.
А в первый раз в танке было страшно?
Николай Васильевич: Нет. Сказалась подготовка, ведь нас тренировали перед началом службы. Помог спорт, я являюсь КМС по лыжным гонкам и гиревому спорту. Кроме того, я из сельской местности, в школу приходилось ходить за 3-5 километров каждый день, пешком или на лыжах. Тут уже физическая выносливость, закалка дали своё.
В какой самой масштабной операции вы участвовали?
Николай Васильевич: Операции были, в основном, учебные. Например, армейские учения в Челябинской области, во время проведения которых сложилась непредвиденная ситуация. Современный бой предполагает участие всех видов войск. Авиация, артиллерия, пехота, танковые войска, сапёрные подразделения, разведка и другие. Вперёд обычно идёт артиллерия, а тут их опередила пехота и танки. И вышло так, что снаряды начали падать туда, где в боевой цепи бегут солдаты. Этот случай можно назвать одним из самых неприятных, хотя никто не пострадал. Это одна из самых масштабных операций, в которых я участвовал.
Вы ездили на разных танках, какой вам больше всего понравился?
Николай Васильевич: Чем танк современнее, тем он лучше, безусловно. Легче в управлении. Т-74, Т-72 оснащены гидравликой, в отличие от предшественников, что значительно облегчает управление. Не требуется прилагать столько физических сил, чтобы переключить скорость, например.
Какие тренировки проходили на танках?
Николай Васильевич: Любая подготовка начинается с теории. В современном танке три члена экипажа: механик-водитель, командир и наводчик-оператор. У каждого свои, соответствующие специализации упражнения. Тренировки начинаются с самых азов до прохождения комплекса препятствий для механика-водителя. Стрельба с места, стрельба по движущимся целям, стрельба при движении и так далее для наводчика-оператора. Изучение тактики своей и противника, умение принимать важные решения для командира.
Вы сказали, что буквально прошли все стихии. Про землю, про воду понятно, а как же воздух?
Николай Васильевич: В воздухе пришлось поработать в рамках спасательных формирований. Это десантная и парашютная подготовка.
А с какой стихией вам больше всего понравилось работать?
Николай Васильевич: Самая надежная это земля (смеётся).
Во сколько лет вы заинтересовались морем?
Николай Васильевич: Мне всегда нравилось находиться у воды. А вот спасательные работы и соревнования на воде пришли уже по время служебной деятельности. Например, во время работы начальником государственной инспекции, имел в ведомстве все акватории округа.
Вы рассказали о физической подготовке. Была ли у вас в детстве мечта стать спортсменом?
Николай Васильевич: Как таковых намерений у меня не было. Быть физически готовым ко всему жизнь заставляла. Равнялся на двоюродного брата – мастера спорта по лыжам. Хотелось походить на него и достичь высоких спортивных результатов. Вообще, увлекался техникой, мечтал стать инженером. С 5 класса управлял мотоциклом, мог разобрать его до последнего винтика, любую неисправность определял на слух. А в 7 классе познакомился с новым соседом – офицером запаса. Он то и настроил меня на военную службу. Решил совместить два увлечения и выбрал танковые войска.
Как прошла ваша первая операция по спасению людей?
Николай Васильевич: В первый раз мне пришлось спасать людей, когда я был командиром взвода. Во время учебной атаки члены экипажа одного из танков не включили нагнетатель и угорели. Пришлось вытаскивать людей несмотря на большой риск, ведь в стволе находился заряд. А первая операция в качестве спасателя прошла в Саратове. Автомобиль ушёл с моста под воду, мы вытаскивали его около суток. К сожалению, люди были уже погибшие.
Можно ли назвать работу спасателя творческой?
Николай Васильевич: В работе спасателей есть строго определённые алгоритмы действия. Но творчество должно присутствовать и здесь. Ситуации бывают разные и под них нужно подстраиваться, чтобы выполнить операцию быстро и с минимальными затратами.
Скоро командиры отряда будут сдавать на права. Волновались ли вы, когда делали это? Какие можете дать советы?
Николай Васильевич: По поводу сдачи экзамена – не нужно зубрить все теоретические моменты, следует понимать их. Лучше рассказывать не по учебнику, а своими словами. Волнение при сдаче практической части я понимаю. Сам обучаю сейчас судоводителей, водителей снегоходов и квадроциклов. Сам был на их месте, поэтому стараюсь успокоить каждого. Насчёт сдачи экзаменов у меня армейская закалка. Каждые полгода мне приходилось сдавать по четырнадцать штук.
Планируете ли вы провести какие-то преобразования на территории базы ЕМШ? Например, нам не хватает велопарковки.
Николай Васильевич: Армейский принцип работы таков: осмотреться, понять, как работали до тебя, потом уже ставить задачи. До вашего сбора мы как раз говорили об этом. Есть идеи по открытию навигации. Хочется сделать что-то новое, чего не было прежде. Планирую создать рабочую группу из должностных лиц и проработать сценарий мероприятия. У меня много планов, пока это больше по хозяйственному обеспечению.
А по поводу парковки, посмотрим, определимся. Если будет нужно, встретимся еще, по каким-то направлениям поговорим более подробно.
Гульшат Хакимова, волонтёр пресс-центра
Фото из архива пресс-центра отряда «Каравелла»
Пресс-центр благодарит за работу над текстом Анну Кравченко