Зажечь сердце легко, нужно всего лишь протянуть руку

Каравелльцы научили яхтсменов фехтовать
03.09.2015
Прощание с флотом на базе ЕМШ
11.09.2015
Каравелльцы научили яхтсменов фехтовать
03.09.2015
Прощание с флотом на базе ЕМШ
11.09.2015
Команда каравелльцев на Школе волонтёров

Команда каравелльцев на Школе волонтёров

Традиционно август становится для каравелльцев месяцем, когда они отправляются во всевозможные путешествия. Ребята принимают участие в разнообразных программах, посещают Всероссийские детские центры или отправляются на сборы, как это произошло с нами. С 28 по 31 августа 2015 года в Ульяновске проходила «II Международная школа волонтёров», которую посетили четверо отважных ребят (мы бы так себя назвали): Ник Кошкин, Эрик Копылов, Лена Ерохина и Арина Носова.

Путешествие на неизведанный остров с множеством открытий началось с города Ульяновска, куда мы прибыли поездом где-то в середине ночи. На вокзале нас встретила замечательная девушка, начальник Школы волонтёров – Наташа Мусина. Уже наутро мы отправились автобусами в загородный лагерь «Юность».

Разноцветные лампочки наших ответов

«Доехав до лагеря, мы с большой радостью вышли из нашего транспорта и с облегчением прошли в комнату. Мы с Эриком поселились в комнате вдвоём, и это обстоятельство радовало, так как мы понимали, что только при таком раскладе мы сможем выспаться… После того, как мы получили бельё и пообедали началось первое мероприятие школы – регистрация на направления. Я ещё до выезда решил, что пойду на «помощь людям, оказавшимся в трудных жизненных ситуациях», так как раньше я не работал в этой сфере и мне хотелось узнать о ней побольше.

Участники Школы участвуют в скайп-конференции с волонтёрами из Германии

Участники Школы участвуют в скайп-конференции с волонтёрами из Германии

Заполнив небольшую анкету и сдав документы, я сел и стал слушать инструктаж. На нём мы разобрали само понятие волонтёр и выяснили, какие качества ему присущи. После мы разошлись по направлениям, чтобы начать работу в них. Мне очень понравились ребята в нашей команде и атмосфера, царившая в ней. Буквально через тридцать минут после знакомства нужно было снова идти в актовый зал для участия в скайп-конференции с волонтёрами из Германии.

Ребята задавали вопросы немцам о волонтёрстве в их стране: насколько это престижно, сколько занимает времени, в какой сфере они работают? Из их ответов мы, к своему удивлению, узнали, что там волонтёрам даже платят за работу.

После этого интересного мероприятия начался так называемый «банк времени» – поиск точек соприкосновения в волонтёрской работе, направленный на установление контактов между организациями, с целью создания общих программ и участия в программах друг друга. Для удобства работы подписывались специальные договоры между участниками и, должен сказать, отбоя от них не было. Буквально каждый хотел поучаствовать в нашем «Оранжевом лете», и мы охотно приглашали ребят в гости.

В конце мероприятия организаторы подсчитали количество договоров и выявили несколько организаций – лидеров по их количеству (кстати, в их число вошли и мы). Дальше по плану прошёл ужин, после которого было открытие смены, проведённое очень творчески – ребята должны были отвечать на вопросы, чтобы за самые необычные ответы получать лампочки, во время выступлений красить их в яркие цвета, а в конце вкрутить в большое сердце и «зажечь» его, ведь девиз школы: «Зажечь чьё-то сердце просто – достаточно протянуть к нему руку».

Николай Кошкин, капитан отряда «Каравелла»

 

Создать кейс, чтобы решить экологическую проблему

Сегодня в Международной школе волонтёров необычный день – к нам приезжают специалисты по направлениям школы! Я и все участники направления экологического добровольчества с нетерпением ждём встречу с руководителем регионального отделения экологической организации «ЭКА» Александром Яшиным.

Работа над кейсами идёт полным ходом в команде Ника Кошкина

Работа над кейсами идёт полным ходом в команде Ника Кошкина

А ещё сегодня за день надо создать кейс по выбранному направлению. («Кейс» – это комплекс, объединяющий описание проблемы – решения проблемы – мероприятий по решению проблемы).

Наконец пришло время встречи «экологов» с Александром Яшиным. Он – очень интересный человек. Мы все представили ему экологические проблемы, которые в небольших группах обрабатывали накануне. Оказалось, что мы размышляли не в том направлении, и эксперт помог нам выйти на верный путь. После корректировки кейсов мы, в весьма неформальной обстановке, стали обсуждать проблемы экологического воспитания на примере отсутствия раздельной переработки отходов.

По мнению Александра, именно волонтёрскими силами следует устранять экологическую безграмотность и формировать эко-культуру уже в детских садиках и школах!

После завершения мастер-классов от специалистов каждого направления мы занялись окончательной доработкой кейсов. День пролетел очень быстро и интересно. Я получил много опыта в незнакомом мне до этого дня направлении – экологическом волонтёрстве.

Эрик Копылов, штурман

 

Учебник по волонтёрству поможет зажечь сердца

«В этот день многие из нас проснулись с мыслью: «Сегодня последний день». Да, этот день и вправду завершающий на международной школе волонтёров. Но мероприятий у нас запланировано не меньше, чем на первые два дня.

После традиционных «взбодряка» и завтрака, мы с головой окунулись в работу над нашими кейсами. Уже сегодня мы должны закончить их. От нашей делегации я и Арина Носова работали в направлении «Адаптация детей, оставшихся без попечения родителей». Ещё в этом направлении трудились ребята из Ульяновской области и Чувашии.

Что же такое кейс и для чего он нужен? Кейс содержит в себе разработку ситуации по теме направления, несколько проблем и мероприятия для их решения. Кейсы войдут в учебник по волонтёрству, который в октябре 2015 года издаст Молодёжный Инициативный Центр.

В начале работы у нас было мало идей, и, чтобы работать плодотворнее, мы разделились на две группы, каждая взяла себе по одной проблеме: социализация сирот и их профориентация. Вскоре появились первые идеи, и дело пошло быстрее. Работа шла полным ходом.

Для решения проблемы социализации сирот мы предложили программу Successful Student’s Life (сокращенно SSL – Успешная студенческая жизнь). Суть в том, что к каждому выпускнику детского дома, поступившему в вуз/ссуз, прикрепляется студент старшего курса и помогает в разнообразных вопросах: будь то оформление какого-либо документа или приготовление обеда (ведь этому не учат в детском доме!). А для решения проблемы отсутствия профориентации мы придумали конкурс видеороликов. Ребята приезжают на какое-либо мероприятие и узнают о его жизни и работе изнутри. И при этом ещё снимают о нём видеоролик. Мы думаем, что это будет для них интересно.

Каравелльцы (Ник Кошкин, Эрик Копылов и Лена Ерохина) после окончания работы над кейсами

Каравелльцы (Ник Кошкин, Эрик Копылов и Лена Ерохина) после окончания работы над кейсами

Наконец, закончив основную работу с кейсами, мы перешли к ещё одному пункту плана на день – Ток-шоу социальной рекламы «Социальный микрофон», к которому мы должны были снять тридцатисекундный ролик на тему нашего направления. Мы все крепко задумались, что же такого показать в нашей рекламе? И решили так: смысл ролика – дети сироты тоже хотят иметь друзей. Ведь обменявшись опытом и, поговорив с экспертом, мы узнали, что попав в общество, ребёнок-сирота отвергается им. Наша реклама отражала именно эту проблему. «Я тоже хочу иметь друзей, даже если у меня нет родителей» – говорит главный герой. Я надеюсь, что люди, которые увидят видеоролик, задумаются над этой проблемой.

Мы выполнили план, и у нас осталось ещё немного времени. Отсняв немногочисленные сцены, мы разбежались на заслуженный, хоть и кратковременный, отдых. После ужина все волонтёры, нарядные и весёлые, собрались в актовом зале. Предстояли два последних мероприятия нашей трехдневной школы.

Вот, луч прожектора осветил стену, и этот момент настал. Мы увидели макет учебника по волонтёрству! «Помощь людям в трудных жизненных ситуациях», «Помощь людям с ограниченными физическими возможностями», «Экология», «Адаптация детей, оставшихся без попечения родителей», «Арт-волонтёрство» и «Инновационное волонтёрство» – все направления сделали прекрасные кейсы.

Мы познакомились с предложенными ребятами мероприятиями для решения актуальных проблем в направлениях, ну и, конечно, не обошлось без конкурсов. После каждого кейса Ваня (Иван Карпов) и Наташа (Наталья Мусина) задавали нам вопросы. Что нужно сделать, чтобы зажечь сердце:

  • человека в трудной жизненной ситуации?
  • человека с ограниченными физическими возможностями?
  • сироты?
  • любовью к природе?
  • любовью к искусству?
  • новыми идеями?

Каждое направление давало свои ответы, и авторы лучших получали право прикрепить кусочек сердца-пазла. Было очень необычно видеть на огромном экране то, что когда-то было только несмелыми идеями и знать, что эти идеи, возможно, смогут изменить чью-то судьбу.

Вот и всё! Кончилась наша трехдневная «несмена»! Выданы свидетельства об окончании Международной Школы Волонтеров, грамоты и подарки. Это событие мы отметили дискотекой, в течение которой также посмотрели творческие номера некоторых талантливых участников школы. По окончании дискотеки, после грома оваций и криков, мы вышли на улицу. На небе звёзды, холодный воздух колется. Мы стоим за зданием лагеря, и вот ночную тьму рассеивает огонь свечи, а затем в небе расцветают фейерверки…

На этой «несмене» мы узнали столько нового, что и не перечислишь, нашли массу друзей. Я навсегда запомню эту яркую, интересную и весёлую Международную Школу Волонтёров!»

Елена Ерохина, шкипер отряда «Каравелла»

Текст подготовила Арина Носова, младший флагман отряда «Каравелла»