6 листов обязанностей и 1,5 листа ответственностей 6 листов обязанностей и 1,5 листа ответственностей

Парусная наука от командора «Каравеллы»Парусная наука от командора «Каравеллы»
26.06.2014
Когда ветер задувает праздничные свечи!Когда ветер задувает праздничные свечи!
03.07.2014
Парусная наука от командора «Каравеллы»Парусная наука от командора «Каравеллы»
26.06.2014
Когда ветер задувает праздничные свечи!Когда ветер задувает праздничные свечи!
03.07.2014

 

Игорь Британов на встречи с юными моряками

Игорь Британов на встречи с юными моряками

В достаточно прохладный летний день 26 июня 2014 года больше сотни ребят из морских клубов, участвующих в областной программе «Юный моряк», собрались в уютной «корабельной» на базе ЕМШ ДОСААФ для того, чтобы встретиться с удивительным человеком. Капитан первого ранга Игорь Анатольевич Британов прошёл через множество жизненных трудностей. Он командовал подводной лодкой К-219, на борту которой в 1986 году произошёл взрыв баллистической ракеты. Юных моряков интересовало множество вопросов о жизни знаменитого моряка и устройстве легендарной подлодки. На каждый из них Игорь Анатольевич терпеливо и подробно отвечал. Здесь мы публикуем самые интересные, на наш взгляд, отрывки встречи.

С чего началась Ваша любовь к морю?

– Папа у меня был военный моряк, он служил на Северном и на Черноморском флотах, поэтому я всю свою жизнь, бессознательную и полусознательную, провёл среди моряков. Первый раз я вышел в море в пять лет, меня некуда было деть, уговорили командира дивизиона, чтобы меня взяли на учение, и я неделю болтался в этом море. Позже в Нахимовское училище я пошёл уже сознательно, обдуманно, с желанием стать моряком. Вообще, говорят, что любовь к морю у офицеров прививается созданием невыносимых условий на берегу. Когда на берегу уже служить невозможно, единственная мечта – уйти в море.

– За что отвечает командир подлодки?

За всё! У него в корабельном уставе полтора листа ответственностей и шесть листов обязанностей. Нет ничего, что происходит на корабле, за что не отвечал бы командир. Поэтому он отвечает за всё: и за личный состав, и за технику, и за снабжение, и воспитание, и выполнение боевой задачи.

– Трудно ли быть командиром экипажа в замкнутом пространстве лодки, и какие чувства испытываешь, находясь такое долгое время под водой в окружении одних и тех же людей?

Юные моряки увлечённо слушают удивительные истории из жизни подводников

Юные моряки увлечённо слушают удивительные истории из жизни подводников

Я за всё время своей службы ни у кого из подчинённых и друзей не встречал клаустрофобии, боязни замкнутого пространства. Все нормально служили и находились на подводной лодке. А служба какая? Пока ты в надводном положении, ты у себя на посту, когда погрузились, ты опять же у себя на боевом посту. Для тебя ничего не изменилось. Ты видишь свои приборы – и всё. Конечно, есть разные проблемы человеческих взаимоотношений, да и усталость накапливается. Поэтому всегда есть замполит на корабле, который организует кучу разных мероприятий, чтобы не было напряжённости. И ещё один момент. Сколько помню себя, от лейтенанта до командира, мне всё время хотелось спать. Каждый член экипажа восемь часов в сутки стоит на вахте, но это не значит, что остальные шестнадцать он отдыхает. Это и боевая подготовка, и всплытие на сеанс связи, и другие дела… То есть больше четырёх-пяти часов подряд не поспишь. А то и меньше получалось.

– Расскажите, какого размера подводная лодка?

– Это хороший вопрос, многие не представляют себе, что такое подводная лодка. Однажды я посетил клуб любителей книги, и они говорят: «Мы, вот, преподносим библиотеку для членов экипажа подшефной подводной лодки, вот такую коробочку, здесь шестьдесят томов». Я очень удивился, когда увидел, что это были миниатюрные книжки. Я говорю: «А чего вы сделали такие небольшие?» Мне отвечают: «Так подводная лодка ведь маленькая! Там ведь ничего нигде не поместится!» Я им потом объяснил, что длина подводной лодки – 150 метров, это полтора футбольных поля, а высота – 17 метров, это пятиэтажный дом. То есть это немаленькое сооружение. Там два реактора, которые защищены так, что на подводной лодке радиации меньше, чем снаружи.

– А что представляет собой жилище моряка?

Встреча с известным капитаном подлодки проходила в неформальной обстановке

Встреча с известным капитаном подлодки проходила в неформальной обстановке

Подводная лодка, чем отличается от надводного корабля? Тем, что надводный корабль предназначен для постоянного пребывания личного состава, то есть для жилья: у каждого есть койка, место, питаются постоянно на корабле и там живут. Подводные лодки раньше не были предназначены для жилья, личный состав приходил туда только на выход в море, а так неслась вахта. Поэтому подводники живут в казарме на берегу и питаются на береговом камбузе (в столовой), а когда выходят в море, там переходят на питание в корабль и там живут. Офицеры, мичманы и их семьи живут в военных городках на берегу, там такие же дома, как в обычном городе.

– Игорь Анатольевич, почему произошёл взрыв на подводной лодке К-219?

Причина взрыва ракеты – поступление воды в шахту. Баллистическая ракета имеет тонкий корпус, который не рассчитан на забортное давление. Когда ракета находится в шахте в нормальном положении, она как бы пустая: горючий окислитель есть, но давление там такое же, как в отсеке. При попадании воды в шахту давление увеличивается, корпус ракеты сжимается, и она лопается. Вот из-за этого и лопнула. Вообще, перед стрельбой ракетами открываются крышки, давление выравнивается с забортным, и ничего с ракетным корпусом не происходит. А здесь вода поступила, а давление осталось низкое, поэтому смяло ракету.

А из-за чего вода поступила?

Я считаю, что виноваты внутрикорабельные проблемы, был неисправен один из клапанов по шахте. Некоторые считают, что это было столкновение с американской подводной лодкой, которое сдвинуло крышку шахты.

– Чем Вы сейчас занимаетесь, когда уже больше не ходите на подлодках?

Сейчас я занимаюсь тем, что объединяю ветеранов военно-морского флота Екатеринбурга и области. Общаюсь с молодыми моряками: с кадетами, с вами, с другими ребятами, которые любят морское дело. А ещё с 1999 года область и город оказывают помощь экипажам подводных лодок. В основном сегодня мы обеспечиваем семьи членов экипажа спецодеждой, оргтехникой, организуем их отдых.

Напоследок Игорь Анатольевич пожелал юным морякам семь футов под килем и получать удовольствие от всех яхтенных походов. А командор Лариса Крапивина вручила легендарному капитану подарок от Владислава Петровича Крапивина, его новую книгу. После чего «корабельная» опустела, но все мы надолго запомним удивительную встречи с уникальным человеком.

Мария Колесникова, флаг-капитан отряда «Каравелла»

Фото: Дарья Крапивина, флагман отряда «Каравелла»

Игорь Британов на встречи с юными моряками

Игорь Британов на встречи с юными моряками

В достаточно прохладный летний день 26 июня 2014 года больше сотни ребят из морских клубов, участвующих в областной программе «Юный моряк», собрались в уютной «корабельной» на базе ЕМШ ДОСААФ для того, чтобы встретиться с удивительным человеком. Капитан первого ранга Игорь Анатольевич Британов прошёл через множество жизненных трудностей. Он командовал подводной лодкой К-219, на борту которой в 1986 году произошёл взрыв баллистической ракеты. Юных моряков интересовало множество вопросов о жизни знаменитого моряка и устройстве легендарной подлодки. На каждый из них Игорь Анатольевич терпеливо и подробно отвечал. Здесь мы публикуем самые интересные, на наш взгляд, отрывки встречи.

С чего началась Ваша любовь к морю?

– Папа у меня был военный моряк, он служил на Северном и на Черноморском флотах, поэтому я всю свою жизнь, бессознательную и полусознательную, провёл среди моряков. Первый раз я вышел в море в пять лет, меня некуда было деть, уговорили командира дивизиона, чтобы меня взяли на учение, и я неделю болтался в этом море. Позже в Нахимовское училище я пошёл уже сознательно, обдуманно, с желанием стать моряком. Вообще, говорят, что любовь к морю у офицеров прививается созданием невыносимых условий на берегу. Когда на берегу уже служить невозможно, единственная мечта – уйти в море.

– За что отвечает командир подлодки?

За всё! У него в корабельном уставе полтора листа ответственностей и шесть листов обязанностей. Нет ничего, что происходит на корабле, за что не отвечал бы командир. Поэтому он отвечает за всё: и за личный состав, и за технику, и за снабжение, и воспитание, и выполнение боевой задачи.

– Трудно ли быть командиром экипажа в замкнутом пространстве лодки, и какие чувства испытываешь, находясь такое долгое время под водой в окружении одних и тех же людей?

Юные моряки увлечённо слушают удивительные истории из жизни подводников

Юные моряки увлечённо слушают удивительные истории из жизни подводников

Я за всё время своей службы ни у кого из подчинённых и друзей не встречал клаустрофобии, боязни замкнутого пространства. Все нормально служили и находились на подводной лодке. А служба какая? Пока ты в надводном положении, ты у себя на посту, когда погрузились, ты опять же у себя на боевом посту. Для тебя ничего не изменилось. Ты видишь свои приборы – и всё. Конечно, есть разные проблемы человеческих взаимоотношений, да и усталость накапливается. Поэтому всегда есть замполит на корабле, который организует кучу разных мероприятий, чтобы не было напряжённости. И ещё один момент. Сколько помню себя, от лейтенанта до командира, мне всё время хотелось спать. Каждый член экипажа восемь часов в сутки стоит на вахте, но это не значит, что остальные шестнадцать он отдыхает. Это и боевая подготовка, и всплытие на сеанс связи, и другие дела… То есть больше четырёх-пяти часов подряд не поспишь. А то и меньше получалось.

– Расскажите, какого размера подводная лодка?

– Это хороший вопрос, многие не представляют себе, что такое подводная лодка. Однажды я посетил клуб любителей книги, и они говорят: «Мы, вот, преподносим библиотеку для членов экипажа подшефной подводной лодки, вот такую коробочку, здесь шестьдесят томов». Я очень удивился, когда увидел, что это были миниатюрные книжки. Я говорю: «А чего вы сделали такие небольшие?» Мне отвечают: «Так подводная лодка ведь маленькая! Там ведь ничего нигде не поместится!» Я им потом объяснил, что длина подводной лодки – 150 метров, это полтора футбольных поля, а высота – 17 метров, это пятиэтажный дом. То есть это немаленькое сооружение. Там два реактора, которые защищены так, что на подводной лодке радиации меньше, чем снаружи.

– А что представляет собой жилище моряка?

Встреча с известным капитаном подлодки проходила в неформальной обстановке

Встреча с известным капитаном подлодки проходила в неформальной обстановке

Подводная лодка, чем отличается от надводного корабля? Тем, что надводный корабль предназначен для постоянного пребывания личного состава, то есть для жилья: у каждого есть койка, место, питаются постоянно на корабле и там живут. Подводные лодки раньше не были предназначены для жилья, личный состав приходил туда только на выход в море, а так неслась вахта. Поэтому подводники живут в казарме на берегу и питаются на береговом камбузе (в столовой), а когда выходят в море, там переходят на питание в корабль и там живут. Офицеры, мичманы и их семьи живут в военных городках на берегу, там такие же дома, как в обычном городе.

– Игорь Анатольевич, почему произошёл взрыв на подводной лодке К-219?

Причина взрыва ракеты – поступление воды в шахту. Баллистическая ракета имеет тонкий корпус, который не рассчитан на забортное давление. Когда ракета находится в шахте в нормальном положении, она как бы пустая: горючий окислитель есть, но давление там такое же, как в отсеке. При попадании воды в шахту давление увеличивается, корпус ракеты сжимается, и она лопается. Вот из-за этого и лопнула. Вообще, перед стрельбой ракетами открываются крышки, давление выравнивается с забортным, и ничего с ракетным корпусом не происходит. А здесь вода поступила, а давление осталось низкое, поэтому смяло ракету.

А из-за чего вода поступила?

Я считаю, что виноваты внутрикорабельные проблемы, был неисправен один из клапанов по шахте. Некоторые считают, что это было столкновение с американской подводной лодкой, которое сдвинуло крышку шахты.

– Чем Вы сейчас занимаетесь, когда уже больше не ходите на подлодках?

Сейчас я занимаюсь тем, что объединяю ветеранов военно-морского флота Екатеринбурга и области. Общаюсь с молодыми моряками: с кадетами, с вами, с другими ребятами, которые любят морское дело. А ещё с 1999 года область и город оказывают помощь экипажам подводных лодок. В основном сегодня мы обеспечиваем семьи членов экипажа спецодеждой, оргтехникой, организуем их отдых.

Напоследок Игорь Анатольевич пожелал юным морякам семь футов под килем и получать удовольствие от всех яхтенных походов. А командор Лариса Крапивина вручила легендарному капитану подарок от Владислава Петровича Крапивина, его новую книгу. После чего «корабельная» опустела, но все мы надолго запомним удивительную встречи с уникальным человеком.

Мария Колесникова, флаг-капитан отряда «Каравелла»

Фото: Дарья Крапивина, флагман отряда «Каравелла»