Летящие сказки Екатеринбурга

Команда с логотипом от Евгении Стерлиговой на груди поздравили ветеранов
30.12.2021
Неожиданное открытие во время спектакля сражений на каникулах: как прошёл фехтовальный турнир «Рыцарство, отвага, честь»
11.01.2022
Команда с логотипом от Евгении Стерлиговой на груди поздравили ветеранов
30.12.2021
Неожиданное открытие во время спектакля сражений на каникулах: как прошёл фехтовальный турнир «Рыцарство, отвага, честь»
11.01.2022

«В этом году у нас будет Новый год по книжкам Крапивина», – гордо сказала мне Лариса в двадцатых числах ноября. В первую минуту я решила, что она шутит. Потом поняла, что всё серьёзно. «Точно? – с надеждой переспросила я, – Может быть возьмём что-нибудь попроще? Это огромная работа: найти отрывки в книжках, вычитать их, поставить с детьми и взрослыми за такой короткий срок…». «Написать сценарии, отрепетировать, подобрать музыку, свет и фотозаставки, – продолжила Лариса – Но это не обсуждается и уже решено, ты сможешь, я знаю».

Дарья и Лариса Крапивина в роли джина и пиратской баронессы на новогоднем празднике.

Совсем не разделяя оптимизма командора, я запаниковала, поскольку, только вышла в конце ноября на работу, после декретного отпуска. Параллельно я аттестовывалась на первую педагогическую категорию и активно занималась подготовкой необходимых документов. А после защиты времени на придумывание, продумывание и постановку новогоднего спектакля оставалось очень и очень мало. Новогодний праздник был назначен на 25 декабря…

Надеясь, что Лариса передумает (она не передумала), я стала готовить документы к защите и 8 декабря успешно аттестовалась. Можно сказать, что сценарии писались параллельно с подготовкой к защите. 10 декабря я пришла в отряд с восьмью готовыми сценариями для детских постановок. Собрала детей по группам, рассказала, что уже давно продвигаю в отряде театральную тему, и что перед нами стоит очень сложная, но осуществимая задача —сделать интересный, неповторимый, запоминающийся новогодний праздник. По жребию ребята вытащили названия книг, разобрали сценарии и… началась подготовка.

Четыре утренних экипажа были для удобства объединены в два, им достались сценки из книг «Бегство рогатых викингов» и «Белый щенок ищет хозяина», – получились две массовые, динамичные сцены. Утренняя смена обладала преимуществом — репетиции на сцене, чего не было у вечерней смены. На вечере было шесть экипажей и, соответственно, шесть отрывков.

Сложностей было столько, что в моей педагогической карьере я такого не припомню. Во-первых, крайне сжатые сроки подготовки . Во-вторых, моё незнание ребят и их особенностей. В-третьих, непростой исторический и литературный контекст каждой книжки и сами тексты, которые нужно адаптировать к речи современных детей. Как ни странно, впервые нашей новогодней темой стали произведения командора. По сравнению с постановкой сказок, это было намного труднее. Сложные декорации, не самые простые костюмы, постоянно отсутствующие члены экипажа из-за болезни, школьной загруженности, семейных проблем, пробок на дорогах… Но это было ещё не всё. За неделю до Нового года судьба видимо поняла, что получается у меня всё довольно неплохо, так что накинула дополнительную сложность в виде моего заболевшего ребёнка и закрытой на карантин группы в детском саду…

«Всё получится, мы справимся«

говорила я себе, коллегам и ребятам.

И правда, несмотря на сложности, были у нас и преимущества: слаженная педагогическая команда, где каждый готов помочь в любую минуту; подготовленные после съёмок фильма «Тень Каравеллы» дети, которые сразу включаются в процесс; прекрасные произведения для постановок. А также заинтересованные родители, включенные в процесс изготовления костюмов и декораций. Всё необходимое оборудование: свет, звук, видео, зал прямо в нашем помещении… Раньше мы всегда репетировали в отряде, а потом (один раз!) ходили на генеральную репетицию на сцене в молодежном центре «Лидер», где на следующий день и проводили наш праздник.

Во время подготовки я поняла, что ужасно соскучилась по всему: по ребятам, у которых горят глаза и которые очень стараются; по декорациям, которые придумываются и рождаются на ватмане или выпиливаются из оставшейся от строительства яхт фанеры прямо здесь и сейчас; по репетициям и словам: «Ой, а тут будет у нас Витя (Саша/Петя/Юра), но он сегодня не придёт, потому что заболел/учится/уехал, но он обязательно будет!».

И 25 декабря двери «Каравеллы» открылись для ребят и их родителей. В 17 часов начался Новогодний фестиваль «Летящие сказки Екатеринбурга», целиком посвящённый творчеству нашего командора Владислава Петровича Крапивина.

Волновалась ли я? Конечно, очень! Но не за себя. За ребят, которые сами распределяли роли, учили много слов, репетировали, рисовали декорации, готовили костюмы, выступали. Конечно, в каждом экипаже была и часть моей работы, начиная со сценария, заканчивая репетициями с детьми. Очень здорово, что в книгах командора главные герои — это дети, поэтому у нас было полное соответствие его замыслу. До представления бесконечные хлопоты и приготовления заглушали волнение и превращали день в цепочку решаемых проблем. Но, когда началось представление, я глубоко вздохнула и присела у самой сцены, ловя каждый звук и каждое действие юных артистов.

Всего было десять выступлений (восемь сценок от основного состава; одна сценка от старших ребят, которые сейчас ушли на свободное расписание, но в свободное время успевают посещать отряд; и ещё одна, финальная сценка, от родителей).

«Бегство рогатых викингов» было настоящим экшеном: битва козы Липы и грозного войска дворовых викингов, вооружённых оранжевыми, сделанными из картона, щитами и шлемами из чайников, мисок и другой кухонной утвари. На сцене росло настоящее дерево из фанеры, с листочками из ватмана. В итоге Липа победила, а враг позорно бежал, разбросав по сцене доспехи и теряя кеды. Мальчик Пашка, исполнивший роль козы, сорвал аплодисменты зала не раз. Особенно во время фееричного боя с надвигающейся армадой.

Коза Липа против рогатых викингов

В другой сценке утренней группы «Белый щенок ищет хозяина» ребята представили импровизированную сцену цирка, которую герои соорудили у себя во дворе. Здесь перед нами предстали силачи, фокусники, акробаты, жонглёр-мушкетёр и дрессировщик Уголёк, который искал Белого щенка. По невероятной случайности щенок оказывался на этом представлении, но, испугавшись кота Вьюна и грозного вида Уголька (тот был переодет в мушкетёра), убежал.

Сценка запомнилась зрителям феерическими прыжками, юмором братьев-акробатов, заезжим испанским гитаристом, непревзойденным костюмом Уголька, а также форс-мажором, случившимся у фокусника, когда чудесная вода в бутылке, которая не проливалась во время репетиций, поддавшись закону гравитации, коварным образом всё-таки вылилась на сцену к ужасу актёров, но к изумлению и восторгу зрителей. Под гром аплодисментов Ярик, игравший роль щенка, убежал в зал от мчавшегося за ним и грохочущего сапогами Уголька, а действие нашего спектакля продолжилось.

Экипажу Вари Колтышевой досталась история «Путешествие к белому гиганту» – рассказ из книги «Брат, которому семь», где главный герой приходит на карнавал в костюме космонавта, надеясь получить первый приз, но обнаруживает, что все остальные ребята тоже нарядились космонавтами. Недолго погоревав, Алька (которого играет Арсений Серебренников) решает построить космический корабль из подручных средств и отправиться на нем вместе с друзьями к далекой звезде. Экипаж отважных космонавтов тут же берется за дело. Звучит команда «Ключ, на старт!». Но тут… появляются снежинки и говорят, что они тоже хотят в космос.

Один из космонавтов замечает, что никуда от этих снежинок не спрячешься, даже в космосе. Они уже улетают, а у снежинок нет скафандров… В общем, чуть не развернувшаяся космическая драма благополучно завершается дружбой и полётом всего экипажа.

Костюмы актёров были чрезвычайно запоминающимися и яркими. А в завершении выступления девочки-снежинки и космонавты объединились в финальном танце, посвященном освоению космоса, который поставила и отрепетировала с ними Даша Габдулганиева.

Экипаж Феди Шагеева показал нам драматичный момент из жизни Джонни Воробьёва из книжки «Мушкетёр и фея», роль которого исполнил Лев Бабушкин. История, где герой в костюме мушкетёра терпит фиаско из-за коварного ковбоя Шпуни (эту роль исполнил сам Федя), да еще и на глазах всех ребят, собравшихся на ёлке.

Однако Джонни всё же достойно справляется с ситуацией и, наконец, знакомится с уже давно симпатичной ему девочкой Катей в костюме Мальвины (а играла эту девочку наша Аня Алексеева). Драматизма сцене добавило разбитое сердце другой юной девушки в костюме Золушки (Вари), которая тоже симпатизировала Джонни.

Экипаж Серёжи Щербакова рассказал историю лётчика для особых поручений из одноимённой книжки, а именно о том, как Антошка построил и угнал самолёт, чтобы увидеться со своими друзьями, но в итоге стал юным лётчиком, выполняющим поручения в сказочном мире. На сцене появлялся кружок авиамоделистов, большой управляемый летательный аппарат с ногами, подозрительно похожими на ноги главного героя, и представители закона.

Экипаж Никиты Корнева поведал нам о принце и Золушке, описанных в романе «Журавлёнок и молнии». Юные Золушка и принц познакомились на балу, но, когда часы били полночь, Золушка, вопреки классической сказке, не успела убежать, и юный принц Эдоардо повёл её обратно в тронный зал, чтобы познакомить с отцом. В сценке присутствовало чудесное превращение нарядного платья в более скромный и простой наряд. Королевский шут всячески разряжал обстановку, король импровизировал и хвастался свежим ремонтом королевского дворца. В конце сценки гости бала станцевали стремительный и яркий кадетский вальс.

Экипаж Ильи Целищева поразил зрителей новым прочтением сцены из фильма «Тень Каравеллы», где аборигены пленили главных героев и собирались их съесть на обед. Аборигены были весьма убедительны, имели собственный язык, древнего идола и пальму из цветной бумаги. К счастью для артистов и зрителей, всё кончилось хорошо благодаря художественной условности. А на премьере фильма и встрече с режиссёром даже присутствовали зрители, которые воспитывали друг друга в зале.

Самым сложным, в плане постановки и сценической передачи замысла, оказалось поставить с ребятами фрагмент из фантастической трилогии «Голубятня на жёлтой поляне». Это непростое задание выпало по жребию экипажу Данияра Камалетдинова. «Голубятня… » – достаточно серьёзное произведение Владислава Крапивина про борьбу вселенского добра и зла, противостояние злобным бездушным манекенам четырёх ребят и взрослого, попавшего в их мир из параллельного пространства с планеты Земля. Роль Яра исполнил сам Данияр. Алькой был Егор Ясюкевич. Бормотунчик (Вика Кабакова) предупредил друзей о надвигающейся опасности. Были напряжённые сцены, когда антагонисты (манекены) пытались схватить ребят, но отважный барабанщик (Серёжа Щербаков) смог их задержать, а брошенный Алькой резиновый мячик пробил брешь в непробиваемой защите врагов.

Экипаж Данияра в роли ребят из книги «Голубятня на жёлтой поляне»

Старшие ребята ставили сценку по отрывку из книги «Мальчик со шпагой» и в рамках своей сцены вместе с Ларисой Крапивиной и Севой Доможировым открыли настоящий фехтовальный турнир, который состоится в «Каравелле» в период новогодних каникул. Зрители писали потом в восторженных отзывах, что этот эпизод в спектакле некоторых удивил более всего.

Лёша Галимов, самый младший участник турнира, поднимает флаг, открывая городское первенство по фехтованию.

Вот только что разворачивалось действие придуманных миров Крапивина, связанных с эпизодами из его книг, и вдруг началась не просто постановка «Мальчик со шпагой», а настоящая обычная жизнь «Каравеллы». Выходит главный судья, затем и командор, все спокойно строятся и торжественно открывают настоящий фехтовальный турнир, замыкая пространства, переплетая сказку и реальность.

Ребята были в шоке, не узнавая своих родителей в таких ярких костюмах.

Родители представили постановку по книге «Чоки-чок или рыцарь прозрачного кота», которая поразила зрителей детально продуманными костюмами, ярким сюжетом и феерическим танцем в финале.

Основной оригинальный сценарий соединял сюжеты сценок воедино и рассказывал нам про ребят Лёшу и Дашу (аллюзия на персонажей книжки Владислава Петровича «Чоки-Чок или рыцарь прозрачного кота»), которые сначала нервно познакомились в библиотеке, а после подружились благодаря тому, что оба любили книжки одного известного писателя. Главные персонажи, которых отлично сыграли Прохор Отинов и Вика Казанцева, соединили в одну сюжетную линию все произведения. Им помогали Никита Смирнов, Галя Вовк, Женя Галимов и мы с Дашей Габдулганиевой. Без этих людей наш спектакль не был бы таким хорошим.

Лёша и Даша — ребята, связывающие все сценки воедино.

С уверенностью могу сказать, что ребята справились! Каждый, кто в тот день побывал на сцене, смог показать свои лучшие артистические качества. Никакие форс-мажорные ситуации или забытые слова (чего, к слову, практически не было) не могли испортить впечатления от ярких костюмов, интересных сюжетных поворотов, насыщенных на события сценок, а главное – очень искренних переживаний и эмоций артистов.

В этом году я предложила взрослому составу взяться за отдельный спектакль, который по задумке был бы показан уже после всех остальных сценок и основного новогоднего сценария. Лариса сказала, что нужно брать книгу «Портфель капитана Румба», которую раньше я не читала, так что пришлось сделать это за пару дней. И эта книжка оказалась крайне увлекательной и совершенно потрясающей: с морскими приключениями, пиратами, крайне необычным сокровищем, множеством персонажей и счастливым концом.

Да что скрывать, – я влюбилась в этих персонажей! Ворчащего, но готового к приключениям папашу Юферса, отважного и ловкого Гвоздика, рассудительного шкипера Джорджа, неутомимых пиратов, рыскающих в поисках сокровищ и приключений, добродушного дракона, дружелюбных аборигенов, дерзкого и искреннего джинна, живущего в старой пуговице…

Быстро написала сценарий, убрав, как мне казалось, не очень важные сцены. Пыталась сжать двести страниц путешествия до двенадцати, оставляя необходимых дополнительных персонажей. Например, роль предводительницы пиратов баронессы фон Штиль была написана специально под командора Ларису. Потому что именно пираты, вместе с сыщиком Нусом, задают ритм движения главному сюжету, создают ажиотаж вокруг поиска сокровищ, будоражат народ. Инструкторам хотелось чувствовать себя комфортно в выбранной роли, для сюжета это тоже имело большое значение. Начались наши крайне редкие (ввиду занятости инструкторов на других проектах) репетиции, но каждый был максимально включён в работу.

В этот спектакль, пусть и созданный стремительно, мы вложили много сил, а за себя лично могу сказать, что и частичку души. На сцене развернулись нешуточные страсти и поиски загадочных сокровищ капитана Румба. Приключения, полные трудностей и опасностей. Главная интрига заключалась даже не в том, добудут ли наши герои сокровища (по законам жанра это практически неизбежно), а в том, что сокровищем оказалось совсем не золото, а коллекция пуговиц известных капитанов, что стало полной неожиданностью, как для зрителей, так и для самих героев.

Кратко перескажу сюжет:

Главные герои истории возле нерастопленного камина

Начинается всё в Викторианской Англии в сочельник, где папаша Юферс (Андрей Копылов) и его племянник Гвоздик (Евгений Галимов) еле сводят концы с концами и вспоминают времена, когда они держали крайне уютную таверну «Долблёная тыква». Они бедны настолько, что не могут даже купить еды и дров, чтобы затопить камин.

Внезапно из камина появляется шкипер Джордж (Всеволод Доможиров) — капитан корабля «Милый Дюк», которого по какой-то нелепой случайности (какой именно он предпочитает не распространяться), разыскивает городская стража. Герои решают затопить камин, чтобы скрыть наличие в доме Шкипера и избежать неприятностей с властями. Ведь, если из трубы не идёт дым, очевидно, что туда можно улизнуть. Растопкой служит единственная пригодная для этих дел вещь — реликвия папаши Юферса. Это кресло-качалка доблестного капитана Румба, чьи сокровища, добытые честным трудом, давно утеряны. Пустив кресло на дрова и затопив камин, герои обнаруживают под обивкой кресла картонку с картой, на которой написано, где сокрыты сокровища капитана. Это резко закручивает сюжет. Недолго думая, герои решают отправиться на поиски. Но… за ними по пятам идёт узнавший о сокровище сыщик Нус (Кирилл Колтышев), в прошлом — учитель в школе, где когда-то учился Гвоздик.

Внезапное появление шкипера Джорджа

Своего корабля у сыщика нет. Он бросается в порт и призывает себе на помощь пиратскую команду под предводительством баронессы фон Штиль (Лариса Крапивина). Пираты не прочь разжиться деньгами, но баронесса, как настоящая пиратка, не желает никакого балласта на корабле в лице неумехи Нуса, который не умеет ни ставить паруса, ни нести вахту у штурвала, ни даже драить палубу. Она хочет получить от него координаты острова и место, где спрятаны сокровища. Нус, понимая это, не желает выходить из игры, настаивая на личном участии, объясняя причину своего участия в погоне вовсе не жаждой денег, а «школьным конфликтом с Гвоздиком», который был в прошлом. Так он получает место в пиратском экипаже.

Сыщик Нус пытается договориться с коварными пиратами

Корабль баронессы, хотя и выходит из порта позднее «Милого Дюка», но уверенно нагоняет корабль искателей сокровищ, ведь в команде пиратов хорошо обученные «морские волки» (Никита Смирнов, Олеся Кабакова и Володя Мельчаков).

На шхуне шкипера Джорджа «Милый Дюк» Гвоздика и папашу Юферса, ранее людей абсолютно сухопутных, знакомят с морской наукой и традициями флота артиллерист Маккерони (Маша Доможирова) и боцман Бензель (Егор Доможиров). Дюковцы достигают экватора, где шкипер Джордж решает устроить посвящение в моряки, переодевшись в Нептуна. Но внезапно их догоняют пираты на шхуне «Фигурелла». Разыгрывается нешуточная морская битва, где пираты почти побеждают, но Маккерони применяет хитрый манёвр с ядром и бой, к счастью, выигран в пользу наших героев.

Пока пираты разбираются с упавшим парусом и разворачивают свой корабль для нового нападения, герои успевают прийти на остров – королевство Нуканука, где дружелюбными аборигенами правит добрый и гостеприимный король Туанга-Меа (Дима Василика). Ему помогают сестра Цыца-Ига (Даша Габдулганиева), тётушка Тонга Меа Маа (Лариса Помазкина), а также островитяне (Галя Вовк и Дамир Камалетдинов).

Дружелюбные аборигены из королевства Нуканука

Король и его команда отводят экипаж шкипера Джорджа по координатам в пещеру, которую охраняет Дракон (с виду свирепый и грозный, но, как оказывается, вполне дружелюбный и разговорчивый).

Герои находят портфель с сокровищем, но открыв его, обнаруживают что это не золото, а простые пуговицы. Участники экспедиции обескуражены и разочарованы, ведь все рассчитывали «поправить свои финансовые дела» при помощи найденных сокровищ. Но времени печалиться у них нет. Внезапно в пещеру врываются пираты во главе с баронессой, и если бы не грозный рёв дракона, то всем бы очень не поздоровилось.

Экипаж встречает ужасного и грозного (но только внешне!) дракона

Путешественники прощаются с королевством Нуканука и печалятся, что так и не нашли настоящее сокровище. Гвоздик говорит, что это не так, поскольку в портфеле капитана Румба он, помимо пуговиц, нашёл тетрадь с рукописью и зарисовки каждой пуговицы. Согласно записям становится очевидно, что это не просто пуговицы, а настоящая коллекция, в которой каждая пуговица принадлежит известному капитану. А значит эта находка бесценна.

Пираты врываются в пещеру следом за главными героями

Тётушка Тонга Меа Маа просит взять её с собой, чтобы приглядывать за Гвоздиком и посмотреть мир. Никто не против, и шхуна «Милый Дюк» продолжает плавание. Гвоздик сидит на палубе и чистит пуговицы, как вдруг появляется джинн по имени Джон Кукунда (Дарья Крапивина) и обещает выполнить одно его желание.

Дарья Крапивина в образе джинна Джона Кукунда

Гвоздику нужно подумать, джинн не против повременить, но просит его не терять пуговицу и не тереть её по пустякам. Гвоздик вешает пуговицу на шею, словно кулон. В это время на палубу крадутся тайно пробравшиеся на корабль баронесса фон Штиль и сыщик Нус. Они хватают мальчишку, требуя отдать сокровище. Гвоздик уверяет их, что никаких сокровищ нет, но Нус угрожает ему, а затем случайно сталкивает в воду. Баронесса в бешенстве от недальновидности Нуса, грозно спрашивает его: «Зачем ты выкинул ребенка в воду, да еще и без спасжилета?».

Грозная баронесса пиратов, которую играет командор отряда

Начинается суета и разборки. Схватив портфель с пуговицами баронесса фон Штиль убегает, но теряет на палубе свой старинный, пиратский пистолет.
Тётушка Тонга Меа Маа ищет Гвоздика, но его нигде нет, о чём она сообщает шкиперу Джорджу и папаше Юферсу. Шкипер находит на палубе пистолет баронессы и понимает, что на корабль пробрались пираты, а значит и баронесса где-то рядом. Он приказывает обыскать корабль.

Тем временем плывущего в море Гвоздика подбирает на борт русский экипаж клипера «Кречетъ» под командованием капитана Аполлона Филипповича (Денис Неугодников), сопровождаемый командой бравых моряков (Петр Крапивин, Георгий Левенских и Клим Репин).

Корабли встречаются и Гвоздик оказывается на уже ставшей для него родной шхуне. Артиллерист Маккерони, обнаружив пиратов в трюме, приводит их и говорит, что это они виноваты в том, что Гвоздик чуть не погиб. Все требуют пиратов вернуть сокровище Гвоздику. Пираты не против, им эти пуговицы и даром не нужны. Баронесса возмущена неучтивым обращением шкипера Джорджа и предлагает ему выгодный обмен своего пистолета на портфель. Однако волшебную пуговицу на веревочке интуитивно хочет оставить себе. Шкипер непреклонно говорит, что готов отпустить всех — пиратов и баронессу, но отдаст пистолет только за все пуговицы вместе с портфелем. Баронесса соглашается. Происходит обмен.

Русский экипаж и спасенный Гвоздик на борту «Кречетъ»

Гвоздик достаёт волшебную пуговицу и тут появляется джинн. Нус в шоке, а баронесса в гневе – оказывается, у неё в руках была такое сокровище, драгоценная находка. Она тут же просит у джинна десять тысяч новых кораблей, чтобы создать мировую пиратскую флотилию, которая будет бороздить океаны. Остальные участники, узнав про Джона Кукунду, тоже начинают просить Гвоздика о том, чтобы он выполнил их желания. Но Гвоздик хочет сам воспользоваться своим желанием. Он просит оставить их одних с джинном. И внезапно понимает, что всего, чего он хочет, вполне сможет достичь сам и без помощи волшебства. Вместо того, чтобы загадать желание, он выбрасывает пуговицу в открытое море и отпускает джинна на свободу.

Гвоздик обретает уверенность в своих силах и дарит джинну свободу

Чем хороша эта история? Для меня тем, что по ходу сюжета мы понимаем: настоящее сокровище, это не деньги и даже не коллекции, а настоящие друзья, приобретённый в пути опыт и все достижения, которые ты достигаешь сам. Я очень рада, что в этом году мы не побоялись сделать большой спектакль и взять за основу эту чудесную сказку. Конечно, нам есть куда расти и в плане освоения оборудования сцены, и в плане актёрского мастерства. Но я благодарна каждому за готовность работать и играть на сцене, тем самым вдохновляя детей создавать сказку своими руками. Никакие технические сбои и сложности не помешали зрителям насладиться увиденным и поболеть за понравившихся персонажей. Слышали бы вы, как каравелльцы громко закричали, услышав голос дракона, как зрители вскакивали с мест и кричали из зала, предупреждая Гвоздика, что к нему со спины коварно крадутся баронесса и Нус, и как дети из зала кричали вслед баронессе, переживая, что она обронила пистолет. Хорошие у нас дети. И замечательные взрослые.

Для меня этот Новый год прошёл стремительно. От первого панического ужаса, который я испытала, когда Лариса озвучила мне тематику фестиваля, до постепенной уверенности в том, что всё у нас получится потому, что иначе не может быть. Но это не моя заслуга. Результат зависел от каждого ребёнка, взрослого и родителя. Я благодарна Ларисе, которая поверила в меня и поручила это дело, а также бесконечно благодарна всем, кто помогал в подготовке праздника, благодарна каждому, кто помог в момент моего внезапного отсутствия из-за болезни ребёнка. Тем, кто ставил танцы, репетировал, рисовал декорации, шил и покупал костюмы, выходил на сцену с колотящимся сердцем, сидел в зале и волновался за своих детей, за своих матросов, за своих друзей из других экипажей. Ещё мы смогли выпустить спецвыпуск стенгазеты, посвящённый всем книгам, по которым были поставлены сценки. За это отдельная благодарность всем командирам экипажей.

А ещё… я благодарна человеку, без которого бы всё это не получилось: нашему почётному командору, автору чудесных книг, с такой отдачей воплощённых на сцене нашими ребятами, – Владиславу Петровичу Крапивину. В каждой сцене я слышала его голос. Спасибо ему за творчество и ту теплоту, которой он согрел нас под этот Новый год. Спасибо.

Дарья Крапивина, флагман пресс-центра и парусной флотилии «Каравелла»