БесКРАЙний ФЕСТиваль

Приходит новое поколение каравелльцев
11.10.2021
«Тень Каравеллы» прошла в мире учёных
14.10.2021
Приходит новое поколение каравелльцев
11.10.2021
«Тень Каравеллы» прошла в мире учёных
14.10.2021

С 7 по 11 октября 2021 года в детском оздоровительном лагере «Зарница» города Березовский прошёл Фестиваль краеведческих объединений Всероссийская проектно-исследовательская школа «Краефест». Его целью стало развитие туристической, краеведческой и исследовательской деятельности школьников со всей России.

Незадолго до отъезда, 3 октября, организаторы фестиваля встретились друг с другом, чтобы подготовиться к проведению такого крупного мероприятия. Наставниками (а по-простому, вожатыми) стали ребята из отрядов «Каравелла» и «Кречетъ», а также студии молодежных медиа «Громко!». «Каравеллу» представляли: Кирилл Колтышев, Дамир Камалетдинов, Олеся Кабакова, Евгений Печёный, Никита Смирнов и Анастасия Мещерякова. Наставниками от «Кречета» стали я, Ксения Брайман и Александр Кочетков. Медиастудия «Громко!» отправила в качестве наставников Анастасию Шинкаренко, Тимофея Куваева и Алёна Носкова. Руководили наставниками, а также всячески поддерживали их флагманы «Каравеллы»: Дарья Габдулганиева и Дмитрий Василика

В роли трекеров (или же преподавателей) выступили специалисты со всей Свердловской области:

Команда наставников фестиваля «Краефест»
  • Алёна Чехомова, руководитель студии молодёжных медиа «Громко!», руководитель трека «Пресс-центр»;
  • Светлана Толмачёва, журналист и экскурсовод, автор книги «Музыкальный Екатеринбург в движении времени», руководитель трека «Свердловский рок-клуб на карте Екатеринбурга»;
  • Ольга Березина, педагог дополнительного образования, старший методист Регионального центра детско-юношеского туризма и краеведения Свердловской области, структурного подразделения Дворца молодёжи, координатор региональной команды краеведческой лаборатории «PRO-край», руководитель трека «Верхняя Пышма»;
  • Евгений Бурденков, историк, заведующий научно-информационного центра музея в Музее истории Екатеринбурга, руководитель трека «Увидеть невидимое» — исследование истории города Екатеринбурга;
  • Александр Савичев, педагог дополнительного образования, краевед, экскурсовод, один из создателей пространства «Лето на заводе» в городе Сысерть, руководитель трека «Сысерть и новая жизнь старых заводов»;
  • Оксана и Александр Непомнящие, создатели Полевского археологического отряда «Беркут», авторы аудиогида «Легенды горы Азов», руководители трека «Полевской и археология».

Приехавшие на «Краефест» участники распределялись на шесть треков (то есть, направлений), по количеству трекеров и уже внутри них делились на подгруппы для создания исследований, которые интересны самим ребятам, а не только трекерам и наставникам. Также работал специальный трек для педагогов, который возглавила Лариса Крапивина, руководитель пресс-центра и парусной флотилии «Каравелла», кандидат педагогических наук, почётный работник сферы молодёжной политики РФ, член Союза журналистов России, член Общественной палаты Свердловской области. Каким проектом занимались педагоги осталось для нас тайной.

В тот день, третьего октября, мы, наставники, впервые встретились с организаторами этого масштабного мероприятия. Помимо трекеров от группы организаторов присутствовали Мария Ленская, педагог, географ, главный редактор видеожурнала «Говорю, как краевед», и Оксана Глазунова, руководитель организационного штаба фестиваля. Я приехала в новый коллектив, где знала буквально пять человек из множества сидящих в зале. В первые десять, минут мне казалось, что в воздухе лопаются электрические заряды, настолько обстановка была накалённой. Но появились Маша и Оксана, которые сразу начали шутить, разбавив напряжённую обстановку. Стало уже более комфортно. С самого начала мы не понимали, что ждёт нас на фестивале, а самое главное – как же работать с будущими подопечными, которые будут в наших командах.

«Будем решать проблемы, по мере их поступления»

— подумали все наставники, потому что сразу же втянуться в совершенно новый процесс было сложно всем.

Как выяснилось, это было самым правильным решением. Потому что с течением времени стало ясно, какова наша роль на этом фестивале. Мы — наставники, люди, которые с самого утра, до ночи находятся с детьми, с командами. Выступаем в роли вожатых и тех, кто доносит до команды информацию, своего рода заместители и помощники педагогов. Тех, с кем нам пришлось познакомится далее. Трекеры. Они такие классные! Взрослые, серьёзные люди, но в общении, они с нами на одной волне. Мы совмещали работу с шутками и разговорами обо всём на свете.

В этот же день мы распределились по тройкам: трекер и два наставника. Каждая тройка отвечала за свою команду, которая будет делать исследования по теме трека. Тогда я не была знакома с большинством из них, поэтому, я понимала, что необходимо будет искать подход и общий язык. Тогда я не задумывалась, как удачно подвернётся случай, и как классно мы сработаемся с Женей Печёным, моим напарником.

За день накопилось столько информации, что мозг готов был взорваться от переполнявших его задач и эмоций. К концу дня я была выжата, как лимон, но очень довольна. И с радостью и предвкушением феста отправилась домой, в Нижний Тагил, морально готовиться к предстоящему.

Сказать, что наставники не готовились – это ничего не сказать!

Флешмоб, который вожатые упорно разучивали накануне, заряжал бодростью всех участников слёта

За два дня до отправления на фестиваль мы с наставниками после сдачи обязательных ПЦР-тестов на коронавирус отправились в здание отряда «Каравелла» для более углублённой подготовки к предстоящему событию. Нужно было придумать вожатский танцевальный флешмоб, вспомнить командные игры, в которые можно поиграть с ребятами из своей команды в свободное от работы время. Пока придумывали танец, репетировали его, помогали тем, кто не особо умеет танцевать, играли в разные игры, мы не заметили, насколько сблизились сами. Начали общаться те, кто были не знакомы ещё два дня назад. Это было так странно, но так круто, что за несколько часов, проведённых вместе мы смогли провести время с пользой, ещё раз подготовиться и подружиться самим.

Моя совесть даже после такого плодотворного подготовительного дня меня мучила, и по приезду домой, я снова села за компьютер и уже совместно с Женей, моим напарником, мы начали составлять список того, что проведём с детьми и углубляться в тематику нашего направления. Мы подошли основательно, ведь уже тогда чувствовали ответственность на своих плечах.

Долгожданный день начала «Краефеста»: утренний сбор у Дворца молодёжи, автобус и спустя час мы в ДОЛ «Зарница» в Берёзовском. Задачи на предстоящий фестиваль ставились большие. Наладить взаимоотношения внутри команды, сработаться с трекером и своим напарником, самому вникнуть в тему, разобраться в азах написания исследовательских проектов, суметь сжать информацию и донести её до детей так, чтобы они не только поняли её, но и смогли переработать для своего проекта.

Наставники «Краефеста» вместе с организаторами фестиваля

Казалось бы, что за пять дней слёта не может произойти большое количество событий. Но «Краефест» доказывает обратное. Программа была невероятно насыщена, на столько, что вздохнуть и детям, и наставникам, и организаторам получилось только в последний день.

Сам фест уникален тем, что участникам предстояло создать свои собственные проекты и исследования в течение всего четырёх дней и сделать это самостоятельно по принципу «Учимся, делая».

Но и на этом отличительные черты исследовательской школы не закончились. Ко всему добавляется то, что всех ребят из территориальных команд перемешали, создав межрегиональные разновозрастные объединения.

Все наставники на фестивале думали, что их команда – самая лучшая, активная, веселая, любимая и вообще самая-самая на свете. Я не стала исключением. В вечер первого дня, после знакомства с командой я поняла, насколько мотивированные, решительные и крутые ребята у меня в команде. Тогда я подумала, как же я рада и счастлива, что попала вожатой именно на это направление и на этот «золотой» отряд. С первого дня я видела интерес, я видела отдачу, обратную связь. К нам попали те, кто хотел именно на этот трек. Ведь распределение заключалось таким образом, чтобы дети максимально могли выбрать то, куда они хотят попасть.

Очень интересную схему придумали организаторы: своеобразная вертушка, когда дети за первый тур могут послушать анонс по всем направлениям, за второй–выбрать три направления, которые больше всего им понравились и зарабатывать жетончики на этих треках. На третьем туре по максимальному количеству собранных жетонов ребята и распределялись между направлениями.

Представление своего трека оказалось очень важной составляющей успешного проеведения «Краефеста»

Такой вариант разделения на команды очень хорошо сказался на результате: в команду шли заинтересованные ребята, которые понимали, что им хочется работать в данной теме. Последствием грамотного распределения и подачи направления была обратная связь, отклик от учащихся, которые мы получали ежечасно, что не могло не радовать и не прибавлять проценты любви к своим ребятам.

По итогу феста команды должны были представить свой собственный проект, реализацию замысла, который родился у них в первые дни фестиваля. Для них это было довольно сложной задачей. Очень много факторов влияли на сложность выполнения поставленных задач–ребята внутри команд были незнакомы, им было не привычно работать с теми, кого видят в первый раз. Тем более по теме, которую они также увидели впервые. Все было в новинку, со всем пришлось знакомиться и разбираться по ходу событий. Страх, стресс и волнение – основные эмоции ребят в первый день слёта. Но к середине второго дня весь негатив прошёл, ребята поняли, что им предстоит делать, подружились, нашли общий язык с ребятами, и даже организаторами, привыкли, что с ними нет педагогов, с которыми они приехали. А с момента разделения на новые команды педагогов, родителей и друзей им заменили мы, наставники.

Команда наставников на утренней танцевальной зарядке

Будни «Краефеста» проходили не только за сбором информации и написанием проектов.

Про фильм задавали вопросы и самые маленькие участники «Краефеста»

Была целая масса мероприятий, которые успевали проходить между временем на работу-работу-работу. Каждое утро – танцевальная зарядка и построение, на котором объявлялся план на день, в перерывах – игры с вожатыми на свежем воздухе и спорт.

Но один из вечеров запомнился особенно. Он был завершён очень интересным и необычным событием–просмотром фильма «Тень Каравеллы», а также встречей со съёмочной группой и актёрами. Фильм был снят силами «Каравеллы», большинство ролей сыграли не профессиональные актёры, а самые обычные дети, воспитанники отряда. После просмотра фильма участники задавали вопросы съёмочной группе, казалось, что их было миллион!

Проект «Тень Каравеллы» реализуется с использованием средств гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества

И представители «Каравеллы» терпеливо и очень искренне отвечали на все вопросы. Чувствовалась обратная связь и эмоции как детей, так и взрослых. После завершения мероприятия все те, кто задавали вопросы получили на память уникальные билеты с первого показа фильма с автографами актёров! А каждый участник «Краефеста» получил номер журнала «Уральский следопыт» с авторской статьей Ларисы Крапивиной, командора «Каравеллы», о фильме.

За день до защиты проектов все участники фестиваля отправились на экскурсии по местам, о которых они и писали свои исследования. В программе нашего трека был выезд в Верхнюю Пышму, в музейный комплекс УГМК. Кто бы мог подумать, что изучать технику и её историю настолько увлекательно! Многие там были, но я одна из того малого количества людей, кому не удавалось поступить этот музей, но всегда очень хотелось. И на «Краефесте» я получила такую возможность. Наравне с командой я по пятам ходила за экскурсоводом и внимательно слушала, показывая детям пример заинтересованности, после чего они тоже стали подтягиваться и внимательно вслушиваться в рассказы о музее. И потом они поняли, как это круто и интересно! Все мы по достоинству оценили масштабы музея, и удивляет то, что в таком небольшом городе, как Верхняя Пышма стоит такой великий музей. Который, между прочим, входит в десятку лучших музеев России.

Сразу после приезда с экскурсии все ребята, воодушевлённые и полные сил, отправились на свои рабочие места – писать, монтировать, рисовать, склеивать и публиковать. Их невозможно было оторвать: настолько заинтересованы они были в написании проекта. Даже после отбоя участники программы не хотели отправляться спать: столько хотелось доработать, ведь уже на следующее утро была защита проектов!

Алина Быкова во время защиты проектных работ выискивает взглядом ребят из своей команды

Невозможно перечислить всё, чем мы были заняты на «Краефесте». Эти пять дней перевернули скучные рабочие будни детей и взрослых. Определённая «перезагрузка», в которой нуждались все, прилив новых сил, знаний, эмоций и конечно же, новые знакомства. Теперь у каждого есть товарищи, прошедшие нелёгкие дни фестиваля с тобой плечом к плечу, со всей России. Никак нельзя упустить упоминание об опыте. Это было невероятное получение колоссального опыта, причём абсолютно для всех. «Краефест» задел душу и сознание каждого, кто там находился. 11 октября все уехали в свои города и регионы с частичкой фестиваля в душе и с огромным багажом знаний, и желаний, продвигать проекты, которые берут начало там, дальше. Именно за это можно любить «Краефест», он даёт свободу и очень много возможностей.

Участники фестиваля «Краефест» на общей фотографии»

Алина Быкова, штурман отряда «Кречетъ»

Подготовка материала: Анастасия Мещерякова, капитан-инструктор флотилии «Каравелла», студентка департамента «Факультет журналистики» УрФУ,

Фото: Анастасия Мещерякова, Константин Дубовицкий, Лидия Ин

P.S. В ходе работы были написаны совершенно разные проекты, но каждый был интересен и уникален по-своему.

Ребята на треке «Сысерть и новая жизнь старых заводов» сделали три проекта:

  1. «Маленький Бажов»
  2. «Будущее Сысертского железоделательного завода»
  3. «Кухня малоизвестных городов на примере Сысерти»

Участники трека «Пресс-центр» выполнили такие работы:

  1. «Березовский – Родина Российского золота»
  2. «Золотая лихорадка. Фотопроект»
  3. «ЛонгРид. История золотодобычи в городе Березовском»

Дети с направления «Увидеть невидимое» создали четыре разных исследования:

  1. «Хороший краевед»
  2. «Злой краевед»
  3. «Увидеть невидимое»
  4. «Увидеть видимое»

Трек «Железная эпоха» представил два проекта на итоговой конференции:

  1. «Музейный комплекс УГМК – визитная карточка Верхней Пышмы»
  2. «Уникальные объекты музейного комплекса УГМК»

Команда, представляющая «Полевской» создали такие проекты:

  1. «Страхи думной горы»
  2. «Думная гора – послание полевчан»
  3. «Уралец Археопарк»
  4. «Видео приглашение в Полевской» (рекламный ролик)

Ребята, представляющие направление «Свердловский рок-клуб на карте Екатеринбурга» написали две работы:

  1. «Рок-влог»
  2. «Рок раньше был другим»