Екатеринбург станет парусным центром России!

«Горизонт» показал шверт
09.06.2021
Вёсла и ветер в словах и строках
15.06.2021
«Горизонт» показал шверт
09.06.2021
Вёсла и ветер в словах и строках
15.06.2021

12 июня 2021 года в День России по всей стране от Калининграда до Владивостока стартует масштабная парусная регата «Паруса России». В ней уже принимают участие тысячи яхтсменов, и ежегодно число их растёт. Конечно, парусные соревнования обычно занимают не один день, поэтому все яхт-клубы распределяют гонки в даты, приближённые к этому событию.

Вперёд! В гонку!

11 июня в разных частях на всей акватории Верх-Исетского озера прошли первые схватки всероссийской парусной регаты «Паруса России», а 12 июня, в разгар праздника, все яхтсмены от мала до велика соберутся на гостеприимной территории главного губернского яхт-клуба «Коматек», где пройдёт финальная решающая гонка, в которой примут участие многие яхтсмены, среди которых будут и экипажи нашей флотилии. Итак, обо всём по порядку…

Ещё десять дней назад юные мореходы «Каравеллы» привыкали к своим яхтам, учились работать на разных курсах на руле и парусах. В отряде есть традиция, что в экипажах ребят объединяют в группы разного возраста, опыта и пола. Мальчишки и девчонки занимаются все вместе.

Лидер гонки уже у буя…

Но 9 июня всё изменилось. На стенде вывешены списки экипажей, и все увидели, что мальчики и девочки теперь разделены по разным группам и яхтам. Ребята были разбиты по специальным гоночным экипажам и вышли на воду в новом составе. Весь день все учились стартовать, проходить дистанцию и финишировать в новых переукомплектованных экипажах. Участники регаты были разбиты на подгруппы: двухмачтовые яхты, «штурмана» женские и «штурмана» мужские. 11 июня им предстоит впервые пройти по дистанции, соревнуясь уже не с друзьями, а с соперниками.

Традиционно, первый буй стоит против ветра, и рулевые идут на него в лавировку, вырезаясь, с первого на второй идут курсом фордевинд, показывая своё мастерство в умении разогнать лодку на полном курсе и завершают маршрут курсом галфвинд. Этот порядок действий каждый рулевой запоминает, стоя у мачты, где главный судья соревнований, командор Лариса Крапивина, объясняет гонщикам дистанцию.

Рулевые получают напутствия командора перед гонкой…

«Отход пошёл! Первыми в гонке стартуют девочки! Три минуты до старта экипажам девочек!» – в этой подгруппе соревнуются четыре яхты: «Пионер» (рулевой Милана Сосиновская), «Тропик» (рулевой Варя Колтышева), «Гардемарин» (рулевой Лиза Васильева) и «Азимут» (рулевой Олеся Кабакова). При этом двое из них впервые участвуют в этой регате в качестве рулевых, что делает соревнования ещё более интересными. Двадцать девчонок улетели по дистанции.

Далее выходят 11 «штурманов» с мальчишками – ещё 55 человек в гонке! Возле стартового знака настоящее столпотворение и толкучка. После того, как все женские экипажи обошли первый буй, началась предстартовая процедура и для экипажей мальчиков, которые представляют большую часть флотилии: «Экватор» (рулевой Егор Ерохин), «Меридиан» (рулевой Владимир Мельчаков), «Мир» (рулевой Данил Гордейчук), «Горизонт» (рулевой Данияр Камалетдинов), «Митька» (рулевой Георгий Левенских), «Полюс» (рулевой Сергей Щербаков), «Пеленг» (рулевой Александр Ипатов), «Командор» (рулевой Матвей Ваулин), «Румб» (рулевой Дмитрий Тарусов), «Ветер» (рулевой Фёдор Шагеев) и «Чип» (рулевой Владислав Подкидышев). Среди мальчишек так же есть и рулевые-новички, но в этой подгруппе большинство – опытные рулевые, которые не в первый раз выходят в гонку.

Борьба за позицию в гонке может быть захватывающей

Самыми последними стартуют «морские волки» флотилии, самые старшие рулевые, прошедшие не одну практику, и признанные командиры эскадр и двухмачтовых яхт вместе с ними 15 матросов: «Джим» (рулевой Егор Серебренников), «Гек Финн» (рулевой Дамир Камалетдинов) и «Гаврош» (рулевой Евгений Галимов).

В первой гонке все рулевые, независимо от того, в какой подгруппе они стартуют, разделяются на два лагеря: по тактике лавировки на первый буй, ребята формируют траекторию, опираясь на свои знания и умения. В следующие старты некоторые рулевые как, например, Женя Галимов, продолжали придерживаться одной тактики, даже если все остальные яхты шли совершенно другим курсом, другие, наоборот, фантазировали, искали новые пути, маневрировали.

Матвей Ваулин, рулевой яхты «Командор» играл в шахматы на воде

Матвей Ваулин тщательно вооружает яхту перед гонкой

«В гонке необходимо каждую секунду контролировать ситуацию на воде, всё время наблюдать за соперниками, успевать анализировать их шаги, как в настоящих шахматах, только всё это происходит на воде и фигуры переставляют много людей одновременно.

Особенно при стартовой процедуре – наиболее важном этапе гонки, ведь от того, как стартует яхта зависит её дальнейшая траектория движения, поэтому очень важно смотреть на ошибки и удачи других, что я и делал.

На этих гонках был просто ужасный ветер, то стихающий, то поднимающийся, так, что ты идёшь бейдевиндом, а уже через секунду осознаёшь, что это бакштаг. Тактика при таком ветре меняется ежесекундно, зависит от скорости и направления ветра.

Случались в процессе и весьма неприятные истории. Несколько столкновений в стартовой зоне с другими гоночными подгруппами, не вызвавших неприятностей. Был навал на буй, ни мною, ни матросами не замеченный, вследствие которого нам присудили штрафные очки.

Милана Сосиновская, рулевой яхты «Пионер» выбрала провальную тактику

«Мы стартовали самыми первыми и возможности увидеть, как другие экипажи проходят дистанцию, у меня не было.

Милана Сосиновская надёжно швартует яхту, что важно между гонками

Но в процессе следующих гонок я постоянно следила за всеми яхтами, независимо от их подгруппы, глядя на их ошибки, прорабатывала свою тактику. Я пыталась следовать этой самой тактике, но она оказалась провальной, и несколько раз именно из-за неё я пришла последней.

В гонке всё происходит очень быстро. Буквально «на лету» приходится пробовать выбирать разные приёмы, разные пути, чтобы проверить правильность выбора своего, но гонок всего пять, поэтому я успела в этот памятный день далеко не всё…

На финише произошёл неприятный инцидент с двухмачтовыми яхтами, который меня очень сильно опечалил. Я уже вырезалась на финиш, и в это время рулевой «Гавроша» понимает, что не вырезается и крутится прямо у меня на курсе! Мне пришлось уходить от столкновения, и в итоге я потеряла позицию, которую ранее отыграла. Обидно то, что «Гаврош» вообще был в другой подгруппе.»

Владимир Мельчаков, рулевой яхты «Меридиан» поймал ветер в мешок

«Я следил за ходом старта у других яхт, ведь, во-первых, это мои нынешние соперники, мне надо грамотно стартовать в наивыгоднейшей относительно них позиции, во-вторых, я следил за стартом в других подгруппах, так как это мои потенциальные соперники на грядущие отрядные гонки, которые считаются самыми важными, и надо суметь проанализировать ошибки ребят, которых я считаю главными конкурентами.

Владимир Мельчаков проверяет вооружение яхты перед гонкой

Изначально я хотел стартовать достаточно близко к берегу, затем дойти до зоны шквалов, и, маневрируя от одной зоны шквалов к другой максимально быстро, дойти в лавировку до первого буя. Затем поворот фордевинд, дохожу на одноимённом курсе до следующего знака, там надо скрутиться максимально близко и тогда можно вырезаться одним галсом до финиша.

После обеда ветер несколько раз менял свое направление, так на последний буй надо было вырезаться идентично первой зоне. Но в какой-то момент гонка среди всех переросла в гонку с определёнными экипажами, у меня была конкретная задача прийти быстрее их к бую, при этом очерёдность финиша остальных яхт была уже второстепенной задачей. Для этого надо было постоянно ходить в выигрышной позиции с экипажами-соперниками.

Был инцидент, когда на курсе фордевинд наш экипаж шёл чисто впереди яхты «Командор», при таком положении создаётся ветровая тень, отнюдь не в нашу пользу. Мы, естественно, теряем скорость, яхта-соперник приводится и переходит на левый галс, начинает обходить нас, и гик соперника задевает наш грот, а у нас сбивается курс. В итоге, как только «Командор» оставил в покое наш грот, он перелетел, что повлияло на скорость яхты.

Для меня, это сумасшедшие по накалу гонки, у меня масса негативных эмоций из-за погодных условий, потому что в слабый ветер от обтекаемости и веса яхты зависит больше, чем от грамотно построенного курса, что и было видно на гонках. Но с природой не поспоришь, ветер дует так, как ему нравится, а наша задача его поймать в мешок под названием парус.

Владимир Мельчаков: «… это сумасшедшие по накалу гонки, у меня масса негативных эмоций из-за погодных условий…»

Ожиданий на завтра у меня нет, скорее надежды и планы: мне нужно занимать место перед «Митькой», чтобы стать суммарно на гонках вторым, далее перед «Митькой» и «Командором», чтобы стать первым, но это только с учётом того, что «Командору» зачислят ещё штрафные очки за нарушения, не считая того, что случилось со мной. В общем, голову разрывает от всех этих бесконечных подсчётов мест, очков, баллов.

Относительно организации мероприятия: всё хорошо, только крайне непривычно видеть себя в массовом масштабном зрелище, под камерами на воде и на земле (второе, конечно, волнительнее). Завтра на регате крайне не нравится идея общего старта, ибо несмотря на всяческие предупреждения, столкновения 100 процентов будут, я посчитал, одновременно стартовать будут до 50 судов! Картина, конечно, с берега для зрителей красивая и завораживающая, но крайне опасная, страшная и уж очень громкая на воде».

Евгений Галимов, рулевой яхты «Гаврош» использовал золотое правило «Работает? Не трогай!»

Евгений Галимов отлично знает золотые правила жизни!

«На гонках большее внимание я обращал на наш старт (в классе двухмачтовых яхт) и мою позицию – спрашивал у других рулевых, кто сейчас стартует и это, наверное, единственная информация, которая мне была полезна касательно других экипажей.

Во время каждого выхода экипаж действовал по золотому правилу: «Работает – не трожь!». Изначально, я шёл на гонки с чёткой уверенностью, что буду проигрывать всем остальным, ведь мои соперники гораздо более опытные, однако после прихода первыми в одной из гонок, как говорит командор, во всей полноте почувствовал вкус победы.

А на «Коматеке» главное было не опозориться перед зрителями и соперниками, потому что, как мы уже успели выяснить на практике, лучше прийти честно, но последними, чем грязно, но первыми».

Итак, вы узнали о переживаниях рулевых яхт после первого дня гонок. Финал ждёт рулевых только на следующий день, когда все яхты флотилии отправятся на акваторию губернского яхт-клуба «Коматек», где и сразятся за призы Всероссийской регаты. Всё ещё может поменяться и на данный момент выводы делать рано.

Материал подготовила Анастасия Мещерякова,

капитан-инструктор флотилии «Каравелла»,

студентка факультета журналистики УрФУ

фото: Анастасия Мещерякова и Денис Неугодников,

пресс-центр отряда «Каравелла»