О правах детей не по-детски

По команде «Мотор!» небо заволокли тучи и пошёл снег
10.03.2020
Переместить «Горизонт» за город, чтобы его отремонтировать
05.05.2020
По команде «Мотор!» небо заволокли тучи и пошёл снег
10.03.2020
Переместить «Горизонт» за город, чтобы его отремонтировать
05.05.2020

11 марта 2020 для отрядной жизни оказалось очень сложным днём. С утра – возложение цветов к памятнику воинам Уральского Добровольческого танкового корпуса, далее – встреча с ветеранами в центре памяти УДТК. В двух этих мероприятиях принимали участие ребята волонтёры. Но в этот же день прошло ещё два других не менее важных события: командор Лариса Крапивина отправилась на круглый стол в Общественную Палату Свердловской области, а после барабанщики помогали в награждении победителей и призёров шахматного турнира. Командор присутствовала на всех четырёх событиях, которые прошли в течение всего дня, менее чем за 12 часов. Сложно представить уровень нагрузки на каждого человека, который участвовал в одном или даже в двух, не говоря уж о четырёх. Об одном из них мне удалось побеседовать с Ларисой.

Председатель круглого стола — уполномоченный по правам ребёнка Игорь Мороков

Корр: О чём был твой доклад на круглом столе в Общественной Палате?

Л.К.: Поскольку мы обсуждали основные положения Конвенции ООН о защите прав детей и там шло обсуждение вопросов реализации и защиты интересов детей в молодёжной политике, образовании, здравоохранении и социальной политике. Я выступала по направлениям молодёжной политики и образования: у меня было три основных тезиса. В первом я говорила об усилении значимости семьи и её роли в жизни ребёнка. По моему мнению, очень важно, чтобы через различные образовательные программы и СМИ в общественном сознании утверждалась модель счастливой семьи. Чтобы для начала люди представили себе, как должна выглядеть такая семья, а потом начинали стремиться к этому идеалу.

Второй тезис касался роли отцов в жизни и воспитании детей. К сожалению, в современном обществе роль отцовства стремительно снижается. В большинстве случаев дети воспитываются только мамами, а отцы находятся вне основной жизни детей, на некой периферии. Они просто перечисляют деньги на счета, зачастую вообще не контактируя с наследником. Некоторые не предоставляют своим детям никаких средства к существованию или же, наоборот, всеми силами стремятся отобрать ребёнка у матери, принижая тем самым её роль. Хотелось бы, чтобы в обществе закрепилось понимание, что роли двух родителей одинаково важны для ребёнка и оба родителя имеют равные права принимать участие в воспитании своего сына и дочери.

Лариса Крапивина, командор отряда «Каравелла»

А третий тезис касался самих образовательных программ. Я говорила о том, что в силу социального расслоения, возможность учиться в системе дополнительного образования предоставляется не всем детям в равной степени. В то время, как конвенция говорит о другом. Чтобы у всех детей, согласно конвенции ООН о правах детей, был равный доступ к общим ресурсам, и все дети имели право, как на основное образование, так и на дополнительное. К сожалению, сейчас так получается, что в те или иные кружки могут записаться дети из семей со строго определённым уровнем дохода, и тогда, таким образом, большей части детей эти возможности оказываются лишены. Моё выступление по этим трём пунктам оказалось всесторонне поддержано.

Корр: То есть аудитория только положительно отреагировала на твои слова, не было никаких споров?

Дискуссию вызвал не мой основной доклад, а вопрос, заданный мной представителю службы социальной опеки по поводу бесчинств ювенальной юстиции…

Л.К.: По моему выступлению никаких дебатов точно не было. Дискуссию вызвал не мой основной доклад, а вопрос, заданный мной, представителю службы социальной опеки по поводу бесчинств ювенальной юстиции. Мы знаем немало ситуаций, о которых не раз писали в СМИ, что детей забирают из семей, отбирают у родителей и отдают в детские дома или в приёмные семьи. И эту проблему, которая существует в нашем обществе уже достаточно давно, я, в очередной раз, обозначила и на этом круглом столе. На что меня все начали активно уверять в том, что у нас, в Свердловской области, все службы работают в согласии друг с другом и никаких бесчинств, и продвижения ювенальной юстиции нет.

Корр.: Только это из услышанного тебе больше всего запомнилось? Были ли ещё запомнившиеся тебе доклады?

Л.К.: При мне выступал представитель министерства культуры и его речь мне запомнилась своей логикой и выстроенными доказательствами. Он очень хорошо сказал, что на сегодняшний день, к сожалению, при организации каких-то культурных событий, нацеленных в том числе и на детей, не всегда верно просчитывают наперёд потенциальную аудиторию и потенциальное количество зрителей и участников. Они всегда рассчитывают на максимальное число посетителей, загруженности залов и тому подобного, что не всегда случается в реальности.

А также, министерство культуры ведь проводит ещё и большое количество мероприятий на улице, куда люди приходят просто так, в свободном режиме, где аудиторию вообще никак не просчитать и не предсказать. И представитель министерства культуры акцентировал внимание на том, что это достаточно сложно, особенно, если говорить про детей. А к сожалению, культурный уровень нашего гражданского общества не так высок, поэтому у министерства культуры большое поле для работы в направлении защиты прав детей, есть к чему стремиться.

Корр: Чем именно полезен этот круглый стол для отряда? Есть ли от него какая-то польза вообще?

Совет командиров отряда «Каравелла» нередко обсуждает вопросы ущемления прав детей во внешних пространствах

Лариса: Да, конечно, польза есть. Он полезен тем, что мы продолжаем сотрудничество с аппаратом Уполномоченного по правам ребёнка И.Р. Морокова. Недавно мы решали очень конфликтную ситуацию, связанную с нарушением в восьми школах Екатеринбурга прав наших ребят на непрерывное образование, возвращающихся из федеральных детских центров «Артек», «Орлёнок», «Океан». Вскрылись конкретные факты, когда оценки, полученные в школах федеральных центров, не засчитывались ребятам по возвращению домой. В некоторых образовательных учреждениях дети подвергались унижению и даже оскорблениям со стороны отдельных преподавателей.

Я собрала все факты, проанализировала их, опросила не только ребят, но их родителей, а затем написала письмо на И.Р. Морокова. Моё письмо послужило темой для собрания у Уполномоченного, а все факты, изложенные в этом письме, были взяты на контроль. Затем, нас вместе с представителями областного министерства образования и управления образования города собрали в аппарате Уполномоченного. Мы беседовали почти два часа, но смогли договориться, а для нас главное, что все вопросы были решены в пользу ребят.

Ещё, этот круглый стол полезен тем, что мы продолжаем интересное взаимодействие с другими организациями, которые работают именно в сфере защиты прав детей и организации разных мероприятий, посвящённых помощи детям и взрослым в изучении способов защиты их прав и обязанностей.

Лариса Крапивина

На этом круглом столе присутствовали представители самых разных общественных организаций, которые занимаются с детьми у нас в области, представители и здравоохранения, и образования, и социальных служб и юристы, которые давали ценные комментарии и интересные поправки, разъяснения. Я считаю, что в дальнейшей работе отряда это будет очень полезно для нас.

Беседовала Анастасия Мещерякова, капитан-инструктор пресс-центра отряда «Каравелла», студентка департамента «Факультет журналистики» УрФУ

Фото: Денис Неугодников, пресс-центр отряда «Каравелла»