Как избежать киноляпов во время съёмок фильма

«Тень Каравеллы» в новогоднем календаре
03.01.2021
Царская парусная регата для детей может пройти летом в Екатеринбурге
16.01.2021
«Тень Каравеллы» в новогоднем календаре
03.01.2021
Царская парусная регата для детей может пройти летом в Екатеринбурге
16.01.2021

Начался 2021 год. Все жители России, конечно, исключая тех людей, кто работает и в праздники, и в будни, пребывали в «расслабленно-отдыхательном» настроении. Но только не инструкторский состав «Каравеллы». С 4 по 6 января наша съёмочная группа продолжила съёмки фильма «Тень Каравеллы». Да-да, вы не ошиблись, читая это. Трейлер фильма уже вышел, календари к новому году выпустили, подарки тем, кто активно работает над фильмом, вручили, а мы ещё продолжаем съёмки. Да, потому что весь наш график сдвинулся на полгода из-за пандемии. Мы завершили декабрь 2020, но ещё осталось доснять совсем немного: два эпизода и несколько состыковочных фрагментов.

Всё учесть при съёмках фильма — дело непростое…

Снова по морозному Екатеринбургу к 9 утра в отряд, там – подготовка аппаратуры, упаковка костюмов, рассадка по машинам и движение в сторону Горного Щита. Здесь нас встречает наш любимый Дом, к которому мы уже привыкли настолько, что воспринимаем его вполне, как ещё одно наше отрядное помещение. Дом нам нравится. Как нам рассказали, ему больше 100 лет, а строил его ещё дед нынешнего владельца всей усадьбы.

В этот раз съёмочная группа приехала на трёх машинах, потому что, кроме актёров и режиссёра ещё операторы, осветители, фотографы, даже добровольные помощники-родители, которым тоже интересно.

Как только вошли, пришёл хозяин дома Александр Овчинников. Он заранее заботливо протопил для нас дом, но предупредил, что дрова закончились, и нужно покупать ещё. Новая внезапно возникшая задача, но её решили быстро.

Режиссёр Лариса Крапивина пошутила, что «к счастью, в XXI веке организовывать бригаду, чтобы валить лес, обрубать ветки, пилить брёвна, колоть чурбаки и складывать поленницы, не требуется». Нам объяснили, что берёзовые дрова продаются в вязанках на ближайшем рынке. Всеволод Доможиров, Алексей Казанцев и Константин Отинов уехали за дровами. Все остальные быстро начали готовить площадку.

Режиссёр быстро и коротко объясняет всем задачи…

На съёмочной площадке царит дружеская атмосфера. Режиссёр быстро и коротко объясняет всем задачи, что должно быть по сценарию в кадре, какие детали, что необходимо показать. Дальше начинается работа команды. Все уже чётко понимают, что делать. Денис Неугодников распаковывает камеры, достаёт штативы. Володя Колесников быстро тянет провода, подключает свет. Мы с Димой Василика ищем фотографии и записи прошлых сцен, которые состыкуются с этой. Находим стулья, которые должны стоять вокруг стола, потому что были в кадрах раньше. Вспоминаем, какие предметы, как располагались в пространстве: на столе, на стенах, на тумбочке. Задача воссоздать точность расположения предметов – это очень непросто!

Актёры (Прохор Отинов, Женя Казанцев, Даша Крапивина) переодеваются в костюмы в соответствии с эпохой, повторяют сценарий, получают напутствие режиссёра и входят в состояние своих героев. Со стороны может показаться, что на съёмках творится какой-то хаос и постоянное броуновское движение людей. Но, на самом деле, каждый, кто там находится, совсем не лишний человек и точно знает, что делать. Например, у Лены Казанцевой была важнейшая задача в этот день, но какая – это пока секрет.

В съёмках фильма я участвую впервые, да ещё и как помощник режиссера. Расскажу немного непосредственно о моих обязанностях. Сначала мы заранее договариваемся с Ларисой, какой эпизод снимаем. Дальше, понимаю состав актёров. Обзваниваю всех людей. Консультирую по прическам, костюмам, гриму, рассылаю тексты – это тоже моя обязанность. Нужно уметь продумать всё заранее, потому что, если вдруг обнаружится, что нет нужной дамской сумки или авоськи, в которой мама героя в маленьком эпизоде несёт книги, то режиссёр будет крайне разгневан, а все опечалены. Такие промахи могут сорвать целый съёмочный день. Хорошая подготовка съёмок требует много времени. Стараются все.

Даша Габдулганиева
… всегда очень интересно наблюдать за тем, как работают операторы…

Мне всегда очень интересно наблюдать за тем, как работают операторы Денис Неугодников, Дима Василика и Володя Колесников, как между собой распределяют планы, как выбирают точки, с которых снимать будут, и чтобы каждый из них не попал в камеру к другому. Как в процессе съёмок Лариса всех быстро настраивает на чёткую, дружную работу. Как операторы быстро переставляют камеры, как будто совершают невидимый танец. Как иногда режиссёр Лариса и главный оператор Денис начинают спорить, если что-то кому-то не нравится.

Актёры получают напутствие режиссёра и входят в состояние своих героев…

В начале каждого дубля моя задача – выйти с хлопушкой перед камерой и сказать, какой эпизод, какая сцена, какой план, какой дубль. Для тех, кто не знает, объясню, зачем это нужно. Это очень помогает при монтаже, чтобы не запутаться, когда материал пишут сразу на разные камеры, а потом, когда его просматривают снова и снова, выбирая лучшие фрагменты, то монтажёры даже записывают себе номера, чтобы не забыть удачные дубли. Ещё очень интересно, когда одну и ту же сцену актёры иногда повторяют по нескольку раз, чтобы операторы смогли запечатлеть общие, средние, крупные планы, снятые с разных точек. Операторы видят её с разных точек, а режиссёр всю в целом. После моей хлопушки, раздаётся команда «Мотор!». Дальше всё происходит в полной тишине. Да, мы знаем, что будет ещё озвучивание, но чистый звук помогает актёрам.

Мама (Даша Крапивина) каждый дубль выходила на улицу, чтобы припорошиться снегом…

В этот день нам предстояло отснять три сцены. Одна была стыковочная, почти без слов. Вроде бы чего тут сложного. Но по времени съёмок именно она получилась самая длинная и включала в себя передвижение героев и съёмки сразу трёх помещений в доме: двух комнат и сеней. Это всё снималось и в движении тоже. Пашка (Прохор Отинов) говорил Владьке (Жене Казанцеву) фразу про маму (Дашу Крапивину), и Владька счастливый бежал её встречать. Во время съёмки всех этих пробежек, проходов между помещениями было оживлённое общение режиссёра с операторами, осветителями и актёрами, операторов и сопровождающих фотографов, осветителей между собой.

Три-четыре часа такой работы пролетают как миг, но очень сильно изматывают и актёров, и режиссёра, и всех нас. Но по итогу этой огромной работы мы видим результат, и он вдохновляет.

В этот день мы успели доснять ещё две состыковочные сцены Владьки и мамы. Одна была весьма драматичная, когда Владька возвращается домой после разговора с Милкой. Так и прошёл ещё один незабываемый съёмочный день. Сева с Алексеем купили дрова и привезли их. Как оказалось, Константин Отинов тоже купил дрова и тоже их подвёз, но попозже. Так что теперь замёрзнуть нам не грозит. Хотя, в разгаре наших дел, в творческом порыве мы иногда не особо замечаем холод и голод. А немного позже подъехали Марина и Андрей Максименко с вкусным обедом и всех накормили.


Проект «Тень Каравеллы» реализуется с использованием средств гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества

Пятого января день прошёл в репетициях и подготовке, потому что дом для нас протапливают заранее в течение двух дней. А шестого января мы вновь поехали на весь день снимать наше кино в Горный Щит. На этот раз режиссёр подготовила всем сюрприз, но об этом расскажем позже.

Дарья Габдулганиева, помощник режиссёра фильма «Тень Каравеллы»

Фото из архива пресс-центра отряда «Каравелла»

#ПрезидентскиеГранты #ФондПрезидентскихГрантов