Парусная наука от командора «Каравеллы»Парусная наука от командора «Каравеллы»
26.06.2014Когда ветер задувает праздничные свечи!Когда ветер задувает праздничные свечи!
03.07.2014
В достаточно прохладный летний день 26 июня 2014 года больше сотни ребят из морских клубов, участвующих в областной программе «Юный моряк», собрались в уютной «корабельной» на базе ЕМШ ДОСААФ для того, чтобы встретиться с удивительным человеком. Капитан первого ранга Игорь Анатольевич Британов прошёл через множество жизненных трудностей. Он командовал подводной лодкой К-219, на борту которой в 1986 году произошёл взрыв баллистической ракеты. Юных моряков интересовало множество вопросов о жизни знаменитого моряка и устройстве легендарной подлодки. На каждый из них Игорь Анатольевич терпеливо и подробно отвечал. Здесь мы публикуем самые интересные, на наш взгляд, отрывки встречи.
– С чего началась Ваша любовь к морю?
– Папа у меня был военный моряк, он служил на Северном и на Черноморском флотах, поэтому я всю свою жизнь, бессознательную и полусознательную, провёл среди моряков. Первый раз я вышел в море в пять лет, меня некуда было деть, уговорили командира дивизиона, чтобы меня взяли на учение, и я неделю болтался в этом море. Позже в Нахимовское училище я пошёл уже сознательно, обдуманно, с желанием стать моряком. Вообще, говорят, что любовь к морю у офицеров прививается созданием невыносимых условий на берегу. Когда на берегу уже служить невозможно, единственная мечта – уйти в море.
– За что отвечает командир подлодки?
– За всё! У него в корабельном уставе полтора листа ответственностей и шесть листов обязанностей. Нет ничего, что происходит на корабле, за что не отвечал бы командир. Поэтому он отвечает за всё: и за личный состав, и за технику, и за снабжение, и воспитание, и выполнение боевой задачи.
– Трудно ли быть командиром экипажа в замкнутом пространстве лодки, и какие чувства испытываешь, находясь такое долгое время под водой в окружении одних и тех же людей?
– Я за всё время своей службы ни у кого из подчинённых и друзей не встречал клаустрофобии, боязни замкнутого пространства. Все нормально служили и находились на подводной лодке. А служба какая? Пока ты в надводном положении, ты у себя на посту, когда погрузились, ты опять же у себя на боевом посту. Для тебя ничего не изменилось. Ты видишь свои приборы – и всё. Конечно, есть разные проблемы человеческих взаимоотношений, да и усталость накапливается. Поэтому всегда есть замполит на корабле, который организует кучу разных мероприятий, чтобы не было напряжённости. И ещё один момент. Сколько помню себя, от лейтенанта до командира, мне всё время хотелось спать. Каждый член экипажа восемь часов в сутки стоит на вахте, но это не значит, что остальные шестнадцать он отдыхает. Это и боевая подготовка, и всплытие на сеанс связи, и другие дела… То есть больше четырёх-пяти часов подряд не поспишь. А то и меньше получалось.
– Расскажите, какого размера подводная лодка?
– Это хороший вопрос, многие не представляют себе, что такое подводная лодка. Однажды я посетил клуб любителей книги, и они говорят: «Мы, вот, преподносим библиотеку для членов экипажа подшефной подводной лодки, вот такую коробочку, здесь шестьдесят томов». Я очень удивился, когда увидел, что это были миниатюрные книжки. Я говорю: «А чего вы сделали такие небольшие?» Мне отвечают: «Так подводная лодка ведь маленькая! Там ведь ничего нигде не поместится!» Я им потом объяснил, что длина подводной лодки – 150 метров, это полтора футбольных поля, а высота – 17 метров, это пятиэтажный дом. То есть это немаленькое сооружение. Там два реактора, которые защищены так, что на подводной лодке радиации меньше, чем снаружи.
– А что представляет собой жилище моряка?
– Подводная лодка, чем отличается от надводного корабля? Тем, что надводный корабль предназначен для постоянного пребывания личного состава, то есть для жилья: у каждого есть койка, место, питаются постоянно на корабле и там живут. Подводные лодки раньше не были предназначены для жилья, личный состав приходил туда только на выход в море, а так неслась вахта. Поэтому подводники живут в казарме на берегу и питаются на береговом камбузе (в столовой), а когда выходят в море, там переходят на питание в корабль и там живут. Офицеры, мичманы и их семьи живут в военных городках на берегу, там такие же дома, как в обычном городе.
– Игорь Анатольевич, почему произошёл взрыв на подводной лодке К-219?
– Причина взрыва ракеты – поступление воды в шахту. Баллистическая ракета имеет тонкий корпус, который не рассчитан на забортное давление. Когда ракета находится в шахте в нормальном положении, она как бы пустая: горючий окислитель есть, но давление там такое же, как в отсеке. При попадании воды в шахту давление увеличивается, корпус ракеты сжимается, и она лопается. Вот из-за этого и лопнула. Вообще, перед стрельбой ракетами открываются крышки, давление выравнивается с забортным, и ничего с ракетным корпусом не происходит. А здесь вода поступила, а давление осталось низкое, поэтому смяло ракету.
– А из-за чего вода поступила?
– Я считаю, что виноваты внутрикорабельные проблемы, был неисправен один из клапанов по шахте. Некоторые считают, что это было столкновение с американской подводной лодкой, которое сдвинуло крышку шахты.
– Чем Вы сейчас занимаетесь, когда уже больше не ходите на подлодках?
– Сейчас я занимаюсь тем, что объединяю ветеранов военно-морского флота Екатеринбурга и области. Общаюсь с молодыми моряками: с кадетами, с вами, с другими ребятами, которые любят морское дело. А ещё с 1999 года область и город оказывают помощь экипажам подводных лодок. В основном сегодня мы обеспечиваем семьи членов экипажа спецодеждой, оргтехникой, организуем их отдых.
Напоследок Игорь Анатольевич пожелал юным морякам семь футов под килем и получать удовольствие от всех яхтенных походов. А командор Лариса Крапивина вручила легендарному капитану подарок от Владислава Петровича Крапивина, его новую книгу. После чего «корабельная» опустела, но все мы надолго запомним удивительную встречи с уникальным человеком.
Мария Колесникова, флаг-капитан отряда «Каравелла»
Фото: Дарья Крапивина, флагман отряда «Каравелла»
В достаточно прохладный летний день 26 июня 2014 года больше сотни ребят из морских клубов, участвующих в областной программе «Юный моряк», собрались в уютной «корабельной» на базе ЕМШ ДОСААФ для того, чтобы встретиться с удивительным человеком. Капитан первого ранга Игорь Анатольевич Британов прошёл через множество жизненных трудностей. Он командовал подводной лодкой К-219, на борту которой в 1986 году произошёл взрыв баллистической ракеты. Юных моряков интересовало множество вопросов о жизни знаменитого моряка и устройстве легендарной подлодки. На каждый из них Игорь Анатольевич терпеливо и подробно отвечал. Здесь мы публикуем самые интересные, на наш взгляд, отрывки встречи.
– С чего началась Ваша любовь к морю?
– Папа у меня был военный моряк, он служил на Северном и на Черноморском флотах, поэтому я всю свою жизнь, бессознательную и полусознательную, провёл среди моряков. Первый раз я вышел в море в пять лет, меня некуда было деть, уговорили командира дивизиона, чтобы меня взяли на учение, и я неделю болтался в этом море. Позже в Нахимовское училище я пошёл уже сознательно, обдуманно, с желанием стать моряком. Вообще, говорят, что любовь к морю у офицеров прививается созданием невыносимых условий на берегу. Когда на берегу уже служить невозможно, единственная мечта – уйти в море.
– За что отвечает командир подлодки?
– За всё! У него в корабельном уставе полтора листа ответственностей и шесть листов обязанностей. Нет ничего, что происходит на корабле, за что не отвечал бы командир. Поэтому он отвечает за всё: и за личный состав, и за технику, и за снабжение, и воспитание, и выполнение боевой задачи.
– Трудно ли быть командиром экипажа в замкнутом пространстве лодки, и какие чувства испытываешь, находясь такое долгое время под водой в окружении одних и тех же людей?
– Я за всё время своей службы ни у кого из подчинённых и друзей не встречал клаустрофобии, боязни замкнутого пространства. Все нормально служили и находились на подводной лодке. А служба какая? Пока ты в надводном положении, ты у себя на посту, когда погрузились, ты опять же у себя на боевом посту. Для тебя ничего не изменилось. Ты видишь свои приборы – и всё. Конечно, есть разные проблемы человеческих взаимоотношений, да и усталость накапливается. Поэтому всегда есть замполит на корабле, который организует кучу разных мероприятий, чтобы не было напряжённости. И ещё один момент. Сколько помню себя, от лейтенанта до командира, мне всё время хотелось спать. Каждый член экипажа восемь часов в сутки стоит на вахте, но это не значит, что остальные шестнадцать он отдыхает. Это и боевая подготовка, и всплытие на сеанс связи, и другие дела… То есть больше четырёх-пяти часов подряд не поспишь. А то и меньше получалось.
– Расскажите, какого размера подводная лодка?
– Это хороший вопрос, многие не представляют себе, что такое подводная лодка. Однажды я посетил клуб любителей книги, и они говорят: «Мы, вот, преподносим библиотеку для членов экипажа подшефной подводной лодки, вот такую коробочку, здесь шестьдесят томов». Я очень удивился, когда увидел, что это были миниатюрные книжки. Я говорю: «А чего вы сделали такие небольшие?» Мне отвечают: «Так подводная лодка ведь маленькая! Там ведь ничего нигде не поместится!» Я им потом объяснил, что длина подводной лодки – 150 метров, это полтора футбольных поля, а высота – 17 метров, это пятиэтажный дом. То есть это немаленькое сооружение. Там два реактора, которые защищены так, что на подводной лодке радиации меньше, чем снаружи.
– А что представляет собой жилище моряка?
– Подводная лодка, чем отличается от надводного корабля? Тем, что надводный корабль предназначен для постоянного пребывания личного состава, то есть для жилья: у каждого есть койка, место, питаются постоянно на корабле и там живут. Подводные лодки раньше не были предназначены для жилья, личный состав приходил туда только на выход в море, а так неслась вахта. Поэтому подводники живут в казарме на берегу и питаются на береговом камбузе (в столовой), а когда выходят в море, там переходят на питание в корабль и там живут. Офицеры, мичманы и их семьи живут в военных городках на берегу, там такие же дома, как в обычном городе.
– Игорь Анатольевич, почему произошёл взрыв на подводной лодке К-219?
– Причина взрыва ракеты – поступление воды в шахту. Баллистическая ракета имеет тонкий корпус, который не рассчитан на забортное давление. Когда ракета находится в шахте в нормальном положении, она как бы пустая: горючий окислитель есть, но давление там такое же, как в отсеке. При попадании воды в шахту давление увеличивается, корпус ракеты сжимается, и она лопается. Вот из-за этого и лопнула. Вообще, перед стрельбой ракетами открываются крышки, давление выравнивается с забортным, и ничего с ракетным корпусом не происходит. А здесь вода поступила, а давление осталось низкое, поэтому смяло ракету.
– А из-за чего вода поступила?
– Я считаю, что виноваты внутрикорабельные проблемы, был неисправен один из клапанов по шахте. Некоторые считают, что это было столкновение с американской подводной лодкой, которое сдвинуло крышку шахты.
– Чем Вы сейчас занимаетесь, когда уже больше не ходите на подлодках?
– Сейчас я занимаюсь тем, что объединяю ветеранов военно-морского флота Екатеринбурга и области. Общаюсь с молодыми моряками: с кадетами, с вами, с другими ребятами, которые любят морское дело. А ещё с 1999 года область и город оказывают помощь экипажам подводных лодок. В основном сегодня мы обеспечиваем семьи членов экипажа спецодеждой, оргтехникой, организуем их отдых.
Напоследок Игорь Анатольевич пожелал юным морякам семь футов под килем и получать удовольствие от всех яхтенных походов. А командор Лариса Крапивина вручила легендарному капитану подарок от Владислава Петровича Крапивина, его новую книгу. После чего «корабельная» опустела, но все мы надолго запомним удивительную встречи с уникальным человеком.
Мария Колесникова, флаг-капитан отряда «Каравелла»
Фото: Дарья Крапивина, флагман отряда «Каравелла»